Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов

Экологическая политика



Министерство энергетики Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим формирование и реализацию государственной политики, в сфере охраны окружающей среды, природопользования, охраны, контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов, обращения с твердыми бытовыми отходами, развития возобновляемых источников энергии, контроля за государственной политикой развития «зеленой экономики».

Экологический блок Министерства энергетики РК состоит из 5 департаментов, Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан и его 16 территориальных департаментов.

На законодательном уровне (Экологический кодекс) определены функции следующих специальных уполномоченных органов:
1) уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда — Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК
2) центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами – Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК
3) уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства – Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК
4) уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира — Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК
5) уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий — Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК
6) уполномоченный государственный орган по изучению и использованию недр — Комитет геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию РК
7) уполномоченный орган в сфере гражданской защиты – Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
8) уполномоченный государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения – Комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан
9) уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений — Министерство сельского хозяйства РК

Кроме того, определенные функции в области управления коммунальными отходами выполняет уполномоченный орган в области коммунального хозяйства – Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

На местном уровне государственная политика в области охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется местными представительными и исполнительными государственными органами, а также органами местного самоуправления. (тут можно объединить одни те же гос. органы).

Принципы государственной экологической политики заложены в Конституции РК и являются основой не только экологического законодательства, но и всех стратегических и программных документов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Основные документы экологического законодательства: Экологический, Земельный, Водный, Лесной, Налоговый и Административный кодексы. Законы: «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»; «Об особо охраняемых природных территориях», «Об обязательном экологическом страховании», «О поддержке возобновляемых источников энергии», всего более 40 законодательных актов РК и около 2000 нормативных правовых актов, размещенных в открытом доступе на интернет ресурсе www.ecoinfo.kz. Также Республикой Казахстан ратифицировано 26 природоохранных конвенций и протоколов к ним.

Основным стратегическим документом развития Республики Казахстан долгосрочного характера является СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050». Этот документ определил современные цели и задачи развития Казахстана на новый долгосрочный период до 2050 года. Одновременно он является ориентиром для выбора основных направлений развития экологической инфраструктуры регионального и местного значения.

Основные цели Стратегии Казахстан-2050 относительно вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов следующие:
— в электроэнергетике: доля альтернативной и возобновляемой электроэнергии должна достичь 50% к 2050 году;
— в энергоэффективности стоит задача по снижению энергоемкости ВВП на 10% к 2015 году и на 25% к 2020 году по сравнению с исходным уровнем 2008 года;
— по водным ресурсам стоит задача по решению проблем с обеспечением питьевой водой населения к 2020 году и обеспечением водой сельского хозяйства к 2040 году;
— в сельском хозяйстве стоит задача поднять продуктивность сельскохозяйственных угодий в 1,5 раза к 2020 году.

Новым направлением движения к устойчивому развитию стал переход к «зеленой экономике». Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике». Меры по переходу к «зеленой экономике», согласно Концепции, реализуются по направлениям: устойчивое использование водных ресурсов, развитие устойчивого и высокопроизводительного сельского хозяйства, энергосбережение и повышение энергоэффективности, развитие электроэнергетики, система управления отходами, снижение загрязнения воздуха и сохранение и эффективное управление экосистемами.

В результате к 2030 году страна должна восстановить водные и земельные ресурсы и во многом сравняться по средним показателям эффективности использования природного капитала со странами-участницами ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и другими развитыми странами.

По расчетам, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой экономики» позволят дополнительно увеличить ВВП на 3%, создать более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения.

В соответствии с Указом Президента РК от 26.05.2014 г. № 823 образован Совет по переходу к «зеленой» экономике при Президенте Республики Казахстан. Совет создан Указом Президента Республики Казахстан в целях реализации Долгосрочной Стратегии «Казахстан-2050» и Концепции по переходу к «зеленой» экономике в 2013 году. Членами Совета являются руководители госорганов, национальных компаний, научно-исследовательских организаций и НПО. Совет представляет собой уникальную площадку для организации межсекторального диалога по приоритетным направлениям движения Казахстана к устойчивому развитию и «зеленой» экономике.

В 2016 году проведено 2 заседания Совета по переходу к «зеленой» экономике при Президенте Республики Казахстан:
1) 4 июля 2016 года — по реализации Парижского Климатического Соглашения в Республике Казахстан. По итогам заседания приняты рекомендации Правительству Казахстана по совершенствованию политики в области изменения климата и переходу к низкоуглеродному развитию.
2) 18 ноября 2016 года — по исполнению Плана мероприятий Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2013–2020 годы и обсуждена Концепция создания в Астане Международного центра «зеленых» технологий и инвестиционных проектов под эгидой ООН. По итогам заседания одобрены подходы по разработке проекта Концепции по созданию Международного центра по развитию «зеленых» технологий и инвестиционных проектов под эгидой ООН в г. Астана и принято решение о упразднении рабочей группы «Финансовая и инвестиционная политика».

На 66-й сессии ГА ООН Республикой Казахстан инициирована Программа партнерства «Зеленый мост» (ППЗМ) и одобрена всеми государствами на Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию в качестве межрегиональной инициативы по устойчивому развитию, которая является добровольной и открытой для участия всех партнеров.

В целях продвижения ППЗМ МЭ РК проведены 5 крупных международных конференций «Зеленый мост». Разработан и подписан Меморандум о взаимопонимании между МЭ и ЭСКАТО по совместному выполнению приоритетов в области устойчивого развития в рамках ППЗМ. Вместе с тем, подписан Меморандум о сотрудничестве между МЭ РК и ОЮЛ «Коалиция «за «зеленую экономику» и развитие G-Global». Целью сотрудничества является содействие в реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике и ППЗМ, как площадок межсекторального взаимодействия государства, бизнеса и общественности.

Также в 2015 году при поддержке МЭ РК состоялось открытие Центра по распространению знаний по «зеленой экономике» и тиражированию «зеленых» практик и технологий «Народная Академия зеленых технологий» (ЦРЗ). На базе ЦРЗ успешно функционируют более 15  «зеленых» технологий (солнечные коллекторы, колодцы, светодиодные лампы, пиролизные печи и др.). При ЦРЗ работают две теплицы нового поколения: солнечный биовегетарий и подвальная фитодиодная теплица, где выращивается органическая овощная продукция круглый год. Стоит отметить, что данная технология была передана партнерами из России компанией «Грин Пикъ».

В рамках Международной Конференции «Зеленый Мост – мост к зеленым технологиям, инновациям и доступной энергии» в 2016 году подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством энергетики Республики Казахстан и НАО «Казахский национальный исследовательский технический университет им. К. Сатпаева».

В соответствии с Протоколом заседания Совета по переходу к «зеленой экономике» при Президенте Республики Казахстан от 18 ноября 2016 года №17-5/ одобрены подходы по разработке проекта Концепции по созданию Международного центра по развитию «зеленых» технологий и инвестиционных проектов под эгидой ООН в г. Астана, при поддержке ПРООН, ЮНЕП и ОБСЕ.

22 ноября 2012 года в результате голосования на 152-й Генеральной Ассамблее МБВ столица Казахстана – Астана была объявлена местом проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017. Тема казахстанской выставки ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» основана на принципах устойчивого развития, под которым понимается процесс, направленный на удовлетворение экономических и социальных потребностей, а также запросов, связанных с культурным многообразием и обеспечением среды, благоприятной для здоровья человека. Данная тема рассматривает подтемы, которые посвящены наиболее приоритетным направлениям, таких как «Сокращение выбросов СО2», «Энергоэффективный образ жизни» и «Энергия для всех».Выставка будет проходить с 10 июня по 10 сентября 2017 года. В период выставки ЭКСПО-2017 планируются 3000 культурно-развлекательных, тематических и образовательных мероприятий.

Комитетом экологического регулирования и контроля и его территориальными подразделениями  для объектов І категорий оказано государственных услуг в следующем объеме: заключения государственной экологической экспертизы за 2016 г.– 5216,  2015 г. – 4905,  2014 г. – 5797. В 2015 году центральным аппаратом Комитета было выдано  271 заключение,  территориальными подразделениями – 4634, разрешения на эмиссии в окружающую среду за 2016 г. – 2675,  2015 г. – 2403,  2014 г. – 2677.

В 2015 году центральным аппаратом Комитета – 43 услуги,  территориальными подразделениями — 5754.

Государственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов осуществляется в целях обеспечения экологической безопасности, экономии природных и энергетических ресурсов, устойчивого использования биологических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции.

Основные показатели контрольно-инспекционной деятельности за 2016 год составили: количество проведенных проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению экологического законодательства – 3177 проверок; выявлено 5363 нарушения экологического законодательства, выдано 4620 предписаний; наложено 5127 административных штрафов на общую сумму 1 965,022 млн тенге. Всего за 2016 год в доход государства добровольно оплачены административные штрафы на общую сумму 1 776,051 млн тенге.

За 2016 год выдано 1589 предписаний с требованиями по возмещению вреда, причиненного окружающей среде на общую сумму 35 368,880 млн тенге. Направлено 194 материала в суд о приостановлении хозяйственной деятельности, из них удовлетворено решением суда 179. Не взысканные в добровольном порядке административные штрафы и требования своевременно направляются в судебные органы для принудительного взыскания.

Производственный экологический контроль ведется с целью получения достоверной информации о воздействии природопользователя на окружающую среду, оценки эффективности выполняемых природопользователем мероприятий по охране окружающей среды, оценки и прогноза последствий воздействия на окружающую среду.

За 2016 год было проверено 15081 отчет производственного экологического контроля. За не предоставление отчетов было наложено и взыскано 291 административный штраф на сумму 49 940 036 тенге.

Для получения достоверной информации о качестве окружающей среды   одной из задач экологического мониторинга является круглосуточное наблюдение за состоянием окружающей среды. По республике общее количество установленных на территории предприятий постов производственного мониторинга – 90. Компания «НКОК Н.В.» в Атырауской области Казахстан имеет больше всего автоматизированных постов наблюдения – 20, определяемые компоненты в режиме онлайн — оксид углерода, оксид азота, диоксид азота, сероводород, диоксид серы.

Однако, показания от постов наблюдения централизовано не сводятся и не обобщаются в полном объеме. В Казахстане отсутствует система регистрации и передачи в режиме онлайн данных о состояние экосистемы.

Действующие мониторинговые системы, службы и сети осуществляют, в основном, наблюдения за загрязнением объектов окружающей среды.

Бассейновыми инспекциями Комитета по водным ресурсам МСХ РК за 2016 год было поведено 385 проверок по соблюдению водопользователями требований водного и природоохранного законодательства. Выявлено 541 нарушение, выдано 313 предписаний по устранению выявленных нарушений, наложено 452 административных штрафа на общую сумму 39317,0 тыс. тенге, из них взыскано 420 штрафов на общую сумму 36572,0 тыс. тенге.

Больше нарушений требования законодательства в области водного фонда наблюдаются в следующих направлениях:

— отсутствие проектов ПДС и превышение нормативов ПДС;

— нарушение права государственной собственности на воды;

— нарушение правил ведения первичного учета вод и их использования;

— искажение данных учета и отчетности водных ресурсов.

Таблица 1. Нарушение требований законодательства в области водного фонда за 2016 год

Вид нарушения Выявлено нарушений Выдано предписаний Штрафы
наложено взыскано
штук штук штук тыс. тенге штук тыс. тенге
ВСЕГО 541 313 452 39 317 420 36 572
В том числе выявлены:
Уничтожение водоохранных и водохозяйственных знаков, ч.2 ст.138 Ко АП РК 0 0 0 0 0 0
Нарушение законодательства РК при проведении аттестуемых видов работ в области промышленной безопасности и безопасности платин ст.299 Ко АП РК 0 0 0 0 0 0
Ввод в эксплуатацию объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение, ч.1 ст.358 Ко АП РК 0 0 0 0 2 119
Непроведение водоохранных мероприятий, обеспечивающих охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, ч.2 ст.358 Ко АП РК 19 16 19 2 089 17 1 888
Повреждение водохозяйственных сооружений, ч.1 ст.359 Ко АП РК 8 8 6 318 5 265
Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, ч.2 ст.359 Ко АП РК 15 14 13 551 12 509
Незаконное бурение скважин на воду и строительство водозаборов подземных вод, ч.2 ст.360 Ко АП РК 1 1 1 212 1 14
Нарушение правил ведения первичного учета вод и их использования, ст.361 Ко АП РК 158 48 154 12 054 146 11 583
Искажение данных учета и отчетности водных ресурсов, ст.362 Ко АП РК 74 68 74 5 599 71 5 472
Воспрепятствование регулированию водными ресурсами, ст.363 Ко АП РК 1 0 1 21 0 0
Нарушение установленных водных сервитутов, ст.365-2 Ко АП РК. 0 0 0 0 0 0
Нарушение права государственной собственности на воды ст.141 Ко АП РК – всего: 171 97 167 17 284 152 15 884
в том числе: незаконный захват водных объектов 6 2 8 764 8 1 472
незаконное водопользование 151 83 145 14 930 130 12 824
забор воды с нарушением лимитов 2 0 1 42,42 1 42,42
бесхозяйственное использование подземных и поверхностных вод. 2 2 2 573 2 573
самовольное производство гидротехнических работ 24 1 9 626 7 488
незаконное производство гидротехнических работ 8 5 1 212 0 0
Незаконное строительство зданий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние рек и других водоемов, ч.1.ст.360 Ко АП РК. 0 0 0 0 0 0
Воспрепятствование государственному инспектору по регулированию использования и охране вод в выполнении его служебных обязанностей, невыполнение предписаний и иных требований, ст.356 Ко АП РК 62 55 7 350 7 350
Отсутствие проектов ПДС и превышение нормативов ПДС 541 313 452 39 317 420 36 572
Прочие нарушения 0 0 0 0 0 0

 Основными мероприятиями, отмеченными в предписаниях, являются установка приборов учета потребляемой воды и ведение журнала первичного учета воды, оформление разрешительных документов на специальное водопользование, искажение данных учета и отчетности водных ресурсов, очистка водоохранной полосы от мусора, прочие (обеспечить устройствами очистки и перенос насосной станций).

Схема 3. Обзор выполнения выданных предписаний в % по речным бассейнам

В области ветеринарного контроля  Республики Казахстан смогла подать досье на получение статуса свободной страны без вакцинации, вследствие чего, в 2015 году Республика Казахстан на 83 Генеральной сессии Международного эпизоотического бюро (г. Париж) официально получила сертификат о благополучной стране по ящуру без вакцинации (Акмолинская, Атырауская, Актюбинская, ЗКО, Карагандинская, Костанайская, СКО, Павлодарская, Мангистауская области). По остальным 5-ти областям утверждена программа контроля ящура в Республике Казахстан, официальный сертификат был вручен в мае 2016 года на 84-й Генеральной сессии МЭБ.

В августе 2016 года направлено соответствующее досье для получения статуса зоны свободной от ящура с вакцинацией по оставшим 5-ти областям (Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, ВКО, ЮКО). Окончательное решение по данным областям будет принято в мае 2017 года на Генеральной сессии МЭБ. В целом, Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан в соответствии с Планом ветеринарных мероприятий по профилактике особо опасных болезней животных на 2016 год (утвержден приказом Министра сельского хозяйства РК от 26 февраля 2016 года № 83) проведено 135 723,9 манипуляций. Исполнение Плана по итогам 2016 года составляет 100%.

Ведение мониторинга за состоянием окружающей среды в 2016 году проводилось в соответствии с Планами наблюдений:

 -мониторинг за состоянием атмосферного воздуха проведен в 49 населенных пунктах Республики Казахстан (в 14 областях и гг. Астана, Алматы) на 146 стационарных постах, из них 56 постов ручного отбора проб и 90 автоматических постов;

-с помощью 11 передвижных лабораторий в гг. Алматы и Астана, Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Карагандинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской областях.

Мониторинг за состоянием почвы проведен на 65 пунктах наблюдений. Наблюдение за уровнем радиационного фона проведено по измерению гамма фона на 86 метеостанциях, 25 автоматических постах, в 44 населенных пунктах, определение бета-активности проведено на 43 метеостанции. Мониторинг за состоянием атмосферных осадков и снежного покрова проведен на 46 метеостанциях, за снежным покровом — на 39 метеостанциях. Мониторинг за состоянием донных отложений проведен на 26 водных объектах. Мониторинг за состоянием поверхностных и морских вод на гидрохимические показатели проведен на 392 створах, расположенных на 128 водных объектах, в том числе на 83 реках, 26 озерах, 14 водохранилищах, 4 каналах и 1 море.

Мониторинг за состоянием поверхностных вод по гидробиологическим показателям, ихтиологические исследования проведены в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.

По результатам проведенных наблюдений выпущены следующее бюллетени:

— Информационные бюллетени о состоянии окружающей среды РК;

— Информационные бюллетени о состоянии окружающей среды и здоровья населения Приаралья;

— Информационные бюллетени о состоянии окружающей среды на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) «Морпорт Актау»;

— Информационные бюллетени о состоянии окружающей среды бассейна озера Балкаш;

— Информационные бюллетени о состоянии окружающей среды бассейна реки Нуры;

— Информационные бюллетени о состоянии окружающей среды Щучинско-Боровской курортной зоны;

— Информационные бюллетени о трансграничном переносе токсичных компонентов в объектах окружающей среды.

Информационные бюллетени размещены на сайтах Министерства энергетики РК и РГП «Казгидромет».

По загрязнению подземных вод ведется кадастр загрязнения подземных вод. В кадастре учтенo 276 участков загрязнения подземных вод, в т.ч. 58 участков с чрезвычайно опасной степенью концентрации загрязняющих веществ.

В 2016 году систематические режимные наблюдения за уровнем, температурой, химическим составом и загрязнением проводились на 5000 пунктах государственной сети мониторинга подземных вод. Мониторинг техногенного загрязнения подземных вод проводился на 5 полигонах, расположенных в 5 областях РК (Кошкаратинском — Мангистауская область; Миргалимсай-Туркестанском — Южно-Казахстанская, Илекском — Актюбинская, Семипалатинском — Восточно-Казахстанская и Рудненско-Костанайском — Костанайская).

Пополнялся банк данных государственного мониторинга подземных вод (БД ГМПВ), велся государственный кадастр подземных вод. В настоящее время БД ГМПВ содержит информацию по 9,639 млн замеров уровней, 3,65 млн замеров температуры и 249,8 тыс. химических анализов. Введены данные учета подземных вод за 2016 год (запасы, извлечение, использование). В настоящее время в Казахстане разведано 2905 месторождений (3499 участков) с величиной утвержденных запасов 42765 тыс.м3/сут. и 73 месторождения минеральных вод с утвержденными запасами 48,4 тыс. м3/сут.

Продолжались работы по формированию и модификации подсистемы «Подземные воды» государственного банка информации о недрах и недропользовании Республики Казахстан, совершенствованию осуществления государственного мониторинга недр в современных условиях.

В 2016 году подведомственным предприятием Аэрокосмического комитета Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан РГП «Научно-исследовательский центр «Ғарыш-Экология» были проведены исследования динамики показателей состояния объектов окружающей среды и здоровья населения в районе аварийного падения ракеты-носителя (РН) «Протон-М» в 2007 году в Карагандинской области. Отобраны 90 проб почв и 16 проб растений в местах аварийного падения фрагментов РН на содержание компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации. Установлено, что на местах аварийного падения фрагментов РН «Протон-М» загрязнение растительного покрова отсутствует, в центре идет активное восстановление растительного покрова с постепенным возвращением фоновых многолетних видов растений.

Выполнены исследования по оценке экологической устойчивости к воздействию ракетно-космической деятельности в районе падения (РП) №213, с учетом качества жизни и состояния здоровья жителей населенных пунктов на сопредельной территории в Железинском районе Павлодарской области.

Проведено гигиеническое обследование среды обитания в п. Казалы, с. Сарыбулак, с. Сортубек Казалынского района, прилегающих к району аварии РН «Протон-М» в 2013 г. на космодроме «Байконур», с отбором проб объектов среды обитания (почвы, питьевой воды, растений и атмосферного воздуха) в каждом населенном пункте. Компоненты ракетного топлива и продукты их трансформации не обнаружены в объектах среды обитания наблюдаемых населенных пунктов.

В республике производиться космический мониторинг сельскохозяйственных территорий. В 2016 году для решения задач космического мониторинга зернового производства разработана архитектура информационно-аналитической системы «Агро-ГИС», которая представляет собой интегрированный набор модулей с определенной функциональной направленностью. Разработана форма аналитической отчетности для задач космического мониторинга зернового производства.

Разработана методика определения сроков сева, основанная на расчете индексов (BSI), (SAVI), (NDWI) по данным космоснимков Landsat за период предпосевной обработки и сева Разработаны регрессионные модели для прогнозирования урожайности зерновых культур, в которых анализировались различные данные более чем со 100 полей.

Так же для решения задачи отделения нефтяных пятен от сликов, имеющих другую природу (за счет морских явлений, атмосферных процессов, биологического происхождения) созданы базы радарных данных с несколькими поляризациями и оптических данных ДЗЗ, содержащие потенциальные нефтяные слики на поверхности Каспийского моря.

Для идентификации нефтяных сликов в среде ГИС получена пространственно-временная динамика полей ветра и месторасположение биопланктона в районах их расположения. На основе комплексного анализа радарных и оптических данных ДЗЗ, с привлечением полей ветра и данных о биопланктоне, в ГИС-среде сформирована геопространственная база данных о нефтяных разливах на водных поверхностях, которая содержит геопривязанные контуры с площадными характеристиками.

Разработана настольная ГИС, входящая в состав Ситуационного центра космического мониторинга, которая дает возможность отображать и анализировать данные мониторинга нефтяных разливов на водной поверхности на основе методов радарной поляриметрии.

Международное сотрудничество неотъемлемая часть политики Казахстана. 25-27 февраля 2016 г. в Пекине (КНР) состоялось 5-е заседание Казахстанско-Китайской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Подведены итоги деятельности рабочих групп Комиссии по мониторингу, анализу и оценке качества вод трансграничных рек и по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации за 2015 г.

30-31 марта 2016 года в г. Астана Министерство совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ в целях активизации взаимодействия в рамках Соглашения между Правительством РК и Правительством РФ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 22 декабря 2004 года провели казахстанско-российские консультации по согласованию текста проекта Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан по сохранению экосистемы бассейна реки Урал. 4 октября 2016 года в рамках 13-го Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием Глав государств подписано данное Соглашение.

24-26 мая  2016 года в г. Ашхабад Государственным комитетом Туркменистана по охране окружающей среды и земельным ресурсам было организовано очередное Заседание Межгосударственной Комиссии по устойчивому развитию. На Заседании были рассмотрены вопросы, связанные с принятыми на 70-й Генеральной Ассамблее ООН Целями Устойчивого Развития, Парижским соглашением по климату, а также вопросы деятельности МКУР на ближайшую перспективу.

В 2016 году подготовлены Национальные доклады Республики Казахстан о выполнении Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле; о выполнении  Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях»; о выполнении Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Главным событием прошлого года стало подписание и ратификация Казахстаном Парижского соглашения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, принятого в декабре 2015 года, представляющего собой «дорожную карту» мер и определяемые на национальном уровне вклады стран (INDCs), которые позволят сократить выбросы парниковых газов и укрепить устойчивость к изменению климата.

Также в формате двустороннего сотрудничества в 2016 году заключены следующие договора: Соглашение  между Правительством Республики Казахстан и Правительством Королевства Саудовской Аравии о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии; Протокол о внесении дополнения в Соглашение  между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о создании казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству от 17 мая 2004 года, а также Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области энергетики между Министерством энергетики Республики Казахстан и Министерством энергетики и горной промышленности Республики Куба.

Кроме того, важно отметить, в 2016 году ратифицированы Соглашение между Республикой Казахстан и Международным агентством по атомной энергии о создании Банка низкообогащенного урана Международного агентства по атомной энергии в Республике Казахстан, от 22 декабря 2016 года № 31-VІ ЗРК,  и  Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря (Закон Республики Казахстан от 18 марта 2016 года № 474-V ЗРК). Законом Республики Казахстан от 13 декабря 2005 года № 97 ратифицирована Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция). Целью данной конвенции является защита морской среды Каспия от загрязнения из всех источников, включая охрану, сохранение, восстановление, и устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов.

В марте 2016 года Законом РК (от 18 марта 2016 года № 474-V ЗРК) ратифицирован Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью, к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря.

Экологическое образование является важной частью развития страны. По информации Министерства образования и науки Республики Казахстан подготовку кадров-экологов осуществляет 41 вуз в рамках специальности «Экология», в том числе 5  национальных, 18 государственных, 3 акционированных и 15 частных.

В 2015-2016 учебном году контингент обучающихся составил:

Бакалавриат — всего – 3 848 чел., по госзаказу — 617 чел., выпуск – 1 352 чел.

Магистратура – 313 чел., по госзаказу – 203 чел., выпуск – 170 чел.

Докторантура – 18 чел., все обучаются по госзаказу, выпуск – 3 чел.

В 2015 году трудоустройство по данной специальности составило 71%, по госзаказу 97%.

Согласно статье 161 п. 2 Экологического кодекса РК, РГП на ПХВ «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» организовывает и проводит семинары, на которых рассматриваются основные вопросы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Семинары проведены по следующим актуальным темам: Экологический кодекс. Правоприменение; Экологический аудит; Экологическая экспертиза и регулирование природопользования; Управление отходами производства и потребления; Государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования.

Научные исследования в области охраны окружающей среды поддерживаются правительством.В соответствии с Законом РК «О науке» от 18 февраля 2011 года, финансирование научной и (или) научно-технической деятельности из государственного бюджета осуществляется в рамках базового,  грантового и программно-целевого финансирования.

Грантовое финансирование выделяется на проведение научных исследований в целях повышения уровня научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала и конкурентоспособности научных организаций и их коллективов, ученых, а также коммерциализацию результатов научной и (или) научно-технической деятельности.

Программно-целевое финансирование направлено для решения стратегически важных государственных задач и осуществляется на конкурсной основе или по решению Правительства Республики Казахстан вне конкурсных процедур.

Правительство понимая важность участия общественности в принятии решений и предоставлении экологической информации, проводит ряд работ. Так в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах» при Министерстве энергетики Республики Казахстан действует Общественный совет по вопросам топливно-энергетического комплекса и экологии.

В состав общественного совета вошли 20 представителей неправительственных организаций и 9 представителей государственного органа. При Общественном Совете действуют 5 Комиссий по следующим направлениям: электроэнергетике и углю,  атомной энергетике,  бюджету, стратегическому и нормативно-правовому направлению,  нефти и газу,  экологии.

С момента образования (2016г.) состоялось 15 заседаний Общественного совета, из них                   4  Общественного совета, 1 — Президиума Общественного совета и 10 — Комиссий по направлениям.

Отмечаем, что Орхусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, была принята 25 июня 1998 г. на IV Конференции министров окружающей среды европейских стран в рамках Процесса «Окружающая среда для Европы» в г. Орхус (Дания). Конвенция вступила в силу 30 октября 2001 года.

В Казахстане Орхусская Конвенция ратифицирована Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 92-II «О ратификации Конвенции о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Во исполнение обязательств Орхусской конвенции с приказом Министра охраны окружающей среды РК «Некоторые вопросы реализации Орхусской конвенции» от 20 марта 2009 года №35-ө в 2009 году РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» определен рабочим органом по реализации Орхусской конвенции.

В соответствии со статьей 161 Экологического кодекса Республики Казахстан, в 2009 году при РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» организован Государственный фонд экологической информации (ГФЭИ).

База данных ГФЭИ на сегодняшний день составляет более двенадцати тысяч единиц экологической информации. На сайте ГФЭИ (www.ecogosfond.kz) размещены реестры экологической информации, учтенные и систематизированные по различным направлениям: научно-исследовательские работы, отчеты экологического мониторинга, контрольно-инспекционной деятельности и др.

С июля 2014 года предоставление экологической информации из ГФЭИ осуществляется через государственную услугу, которая оказывается физическим и юридическим лицам на бесплатной основе. За истекший период оказано более восьмисот государственных услуг, в рамках которых населению предоставлено более тысячи единиц информации о состоянии окружающей среды.

Кроме того, в целях реализации положений Орхусской конвенции осуществляется распространение экологической информации на интернет-ресурсе Государственного фонда экологической информации и через издание республиканской специализированной газеты «Экология Казахстана». Для ежегодного информирования населения о фактической экологической ситуации на территории Республики Казахстан и мерах, принимаемых по ее улучшению, разработаны Национальные доклады о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан за 2011-2014 гг. и 2015 год, размещены на интернет-ресурсе Министерства энергетики РК, Орхусской конвенции в Казахстане и на веб-странице http://doklad.ecogosfond.kz/.

В целях реализации положений Орхусской конвенции в Республике Казахстан в 2016 году были внесены значительные изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, в частности в Экологический и в Налоговый кодексы.

В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в Экологический кодекс Республики Казахстан (Закон РК от 8 апреля 2016 года № 491-V) на законодательном уровне предприятия, имеющие объекты I категории, предоставляют в Министерство энергетики РК информацию в Государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей для размещения в открытом доступе на интернет-ресурсе Министерства на сайте http://prtr.ecogosfond.kz/.

Также в Казахстане поддержку реализации положений Конвенции оказывают                               14 Орхусских центров. Орхусские центры являются связующим звеном между государственными органами и гражданским обществом. Орхусские центры в Казахстане созданы как некоммерческие организации, основная деятельность их направлена на информационную и консультационную помощь населению.

В настоящее время Министерством энергетики РК проводится внутригосударственная процедура согласования ратификации Протокола о регистре выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской конвенции.

Информационная система «Государственные кадастры природных ресурсов Республики Казахстан» представляет собой автоматизированную информационную систему сбора, систематизации, хранения, обработки и отображения пространственно-координированных данных о состоянии природных ресурсов Республики Казахстан, анализа этих данных для эффективного использования при решении управленческих, производственных и научных задач, связанных с охраной, восстановлением и сохранением природных ресурсов на территории Республики Казахстан.

Информационная система состоит из 4 подсистем: лесной кадастр, кадастр ООПТ, животного мира и рыбных ресурсов, информация по которым включает динамические данные по 3211 объектам за период с 2004 по 2016 гг.