Экологическая политика

Структура государственного управления охраной окружающей среды и природных ресурсов.

Министерство энергетики Республики Казахстан (с 2019 года Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим формирование и реализацию государственной политики в сфере охраны окружающей среды, природопользования, охраны, контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов, обращения с твердыми бытовыми отходами, развития возобновляемых источников энергии, контроля за государственной политикой развития «зеленой экономики».

Экологический блок Министерства энергетики РК состоит из 5 департаментов, Комитета экологического регулирования и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан и его 16 территориальных департаментов.

Связи с другими отраслевыми министерствами и их основные функции, связанные с окружающей средой.

На законодательном уровне (Экологический кодекс) определены функции следующих специальных уполномоченных органов:

  • уполномоченный государственный орган в области использования и охраны водного фонда-Комитет по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК;
  • центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами-Комитет по управлению земельными ресурсами МСХ РК;
  • уполномоченный государственный орган в области лесного хозяйства-Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК;
  • уполномоченный государственный орган в области охраны, воспроизводства и использования животного мира-Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК;
  • уполномоченный государственный орган в области особо охраняемых природных территорий-Комитет лесного хозяйства и животного мира МСХ РК;
  • уполномоченный государственный орган по изучению и использованию недр-Комитет геологии и недропользования Министерства по инвестициям и развитию РК;
  • уполномоченный орган в сфере гражданской защиты-Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
  • уполномоченный государственный орган в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения-Комитет охраны общественного здоровья Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
  • уполномоченный государственный орган в области защиты и карантина растений-Министерство сельского хозяйства РК.

Кроме того, определенные функции в области управления коммунальными отходами выполняет уполномоченный орган в области коммунального хозяйства-Комитет по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

На местном уровне государственная политика в области охраны окружающей среды и рационального природопользования осуществляется местными представительными и исполнительными государственными органами, а также органами местного самоуправления.

Законодательные и регуляторные рамки.

В настоящее время сфера охраны окружающей среды регламентируется примерно 40 законодательными актами и пакетом 2 000 нормативных актов, которые были разработаны на основе рамочного закона.

Основные документы экологического законодательства: Экологический, Земельный, Водный, Лесной, Налоговый и Административный кодексы. Законы: «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира»; «Об особо охраняемых природных территориях», «Об обязательном экологическом страховании», «О поддержке возобновляемых источников энергии», размещенные в открытом доступе на интернет-ресурсе http://ecogosfond.kz/.

Также Республикой Казахстан ратифицировано 26 природоохранных Конвенций и Протоколов к ним.

Основные стратегические и программные документы РК, определяющие направление и развитие экологической инфраструктуры.

Принятая Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» ставит четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития.

«Зеленая экономика» определяется как экономика с высоким уровнем качества жизни населения, бережным и рациональным использованием природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений и в соответствии с принятыми страной международными экологическими обязательствами.

На национальном уровне Казахстан уже приступил к реализации масштабной программы создания, развития и модернизации экономики.

Указом Президента от 30 мая 2013 года утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к «Зеленой экономике». Казахстан одной из первых стран в мире на государственном уровне принял стратегический документ перехода к «Зеленой экономике» и успешно реализует его в течение уже 4 лет.

Принятие Концепции по переходу Республики Казахстан к «Зеленой экономике» позволило достичь определенных результатов по развитию возобновляемых источников энергии, утилизации отходов, внедрению энергоэффективных технологий в производстве, увеличению производительности в сельском хозяйстве. Перечисленные результаты были достигнуты благодаря утвержденному Плану мероприятий по реализации Концепции на 2013-2020 гг.

Также развитие экологической инфраструктуры в стране возможно благодаря:

  • Модели комплексного «зеленого» показателя уровня жизни населения;
  • Совету по переходу к «Зеленой экономике» при Президенте Республики Казахстан;
  • Сотрудничеству с ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития);
  • Пилотному проекту по стратегической экологической оценке;
  • Программе партнерства «Зеленый мост» (ППЗМ);
  • Выставке ЭКСПО-2017;
  • Реализации Целей устойчивого развития в Казахстане;
  • Целевым показателям качества окружающей среды.

Поступления в бюджет и расходы на природоохранные мероприятия.

РГП «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» проведен мониторинг поступлений в бюджет от оплаты за эмиссии и расходов бюджета на мероприятия по ООС.

Схема 1. Поступления в бюджет и расходы на природоохранные мероприятия (млн тенге)

По данным местных исполнительных органов.

Государственная экологическая экспертиза и экологические разрешения.

Схема 2. Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов I категории.

Схема 3. Выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду для объектов I категории.

Схема 4. Выдача заключений государственной экологической экспертизы для объектов II, III и IV категорий, с разбивкой по регионам

  • 2014 г.
  • 2015 г.
  • 2016 г.
  • 2017 г.

Схема 5. Выдача разрешений на эмиссии в окружающую среду для объектов II, III и IV категорий, с разбивкой по регионам

  • 2014 г.
  • 2015 г.
  • 2016 г.
  • 2017 г.

Разрешенный лимит выбросов в 2017 году по республике составил 4,2 млн тонн. Разрешенный лимит сбросов загрязняющих веществ в 2017 году по республике составил 2,8 млн тонн. Разрешенный лимит отходов производства и потребления в 2017 году по республике составил 1,4 млрд тонн.

Схема 6. Лимит валовых выбросов загрязняющих веществ в разрезе областей (тыс. тонн)

  • 2014 г.
  • 2015 г.
  • 2016 г.
  • 2017 г.

Схема 7. Лимит сбросов загрязняющих веществ (тыс. тонн)

Схема 8. Лимит на размещение отходов производства и потребление в разрезе областей (тыс. тонн)

Государственный экологический контроль.

Государственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов осуществляется в целях обеспечения экологической безопасности, экономии природных и энергетических ресурсов, устойчивого использования биологических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции. Объектом экологического контроля является окружающая среда (ее компоненты) и деятельность предприятий, организаций, должностных лиц по соблюдению экологических правил и нормативов. Проверки делятся на выборочные и внеплановые.

Основные показатели контрольно-инспекционной деятельности за 2017 год составили:

  • количество проведенных проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению экологического законодательства-1 753 проверки;
  • выявлено 3 498 нарушений экологического законодательства;
  • выдано 2 624 предписания. За 2017 год выдано 994 предписания с требованиями по возмещению вреда, направлено 142 материала в суд о приостановлении хозяйственной деятельности, из них удовлетворено решением суда 114.

Невзысканные в добровольном порядке административные штрафы и требования своевременно направляются в судебные органы для принудительного взыскания.

Производственный экологический контроль.

Производственный экологический контроль ведется с целью получения достоверной информации о воздействии природопользователя на окружающую среду, оценки эффективности выполняемых природопользователем мероприятий по охране окружающей среды, оценки и прогноза последствий воздействия на окружающую среду.

За 2017 год было проверено 27 256 отчетов производственного экологического контроля, отделом государственного экологического контроля был наложен и взыскан 201 административный штраф.

Для получения достоверной информации о качестве окружающей среды на территории республики, а именно на территории предприятия установлено 90 постов производственного мониторинга. Действующие мониторинговые системы службы осуществляют в основном наблюдения за загрязнением объектов окружающей среды. Они имеют ведомственное подчинение.

Государственный контроль в области водного фонда.

Бассейновыми водными инспекциями (БВИ)  Комитета  по  водным  ресурсам  МСХ  РК  за 2017 год проведено 212 проверок по соблюдению водопользователями требований водного и природоохранного законодательства. За 2017 год выявлено 261 нарушение, выдано 189 предписаний по устранению выявленных нарушений, наложено 167 административных штрафов на  общую  сумму  16 575 тыс. тенге.

Схема 9. Обзор выполнения выданных предписаний в % по речным бассейнам

Арало-Сырдарьинская

Балхаш-Алакольская

Ертисская

Есильская

Нура-Сарысуская

Тобол-Торгайская

Жайык-Каспийская

Шу-Таласская

Регулирование, использование и охрана водного фонда.

Основным инструментом планирования использования водных ресурсов с учетом научно обоснованного распределения вод между водопользователями, окружающей средой, предупреждения вредного воздействия вод являются лимиты водопользования.

Лимит на 2016–2025 годы составляет 28,4 км3. В 2017 году было использовано 25,3 км3. Потребности промышленности, сельского хозяйства и питьевого водоснабжения были удовлетворены в полном объеме. Также были предусмотрены необходимые экологические и санитарные попуски.

В рамках осуществления контрольно-инспекционной деятельности за 2017 год проведено 212 проверок по соблюдению требований водного законодательства, в результате которых выявлено 261 нарушение, выдано 189 предписаний по устранению выявленных нарушений, наложено 167 административных штрафов на общую сумму 16,575 млн тенге и взыскано 157 административных штрафов на общую сумму 14,941 млн тенге. Кроме того, в суды передано 31 административное дело, в прокуратуру-12 административных дел.

В результате выполненных в отчетном 2017 году мероприятий по капитальному ремонту актом госкомиссии сдан в эксплуатацию Сайрамсуйский гидроузел на реке Сайрамсу, проведена реконструкция Кирово-Чижинского канала, актом госкомиссии сданы в эксплуатацию 7 объектов: по 1-му объекту в Алматинской, Актюбинской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской областях, 2 объекта в Южно-Казахстанской области.

В целях ликвидации процессов деградации и опустынивания в низовьях реки Шидерты Павлодарской области, заполнения и подпитки озерных систем Кызылординской области, улучшения экологического состояния Тенгиз-Коргалжынской системы озер Коргалжынского государственного заповедника Акмолинской области, поддержания равновесия и улучшения экологического состояния трансграничной р. Елек Актюбинской области осуществлены природоохранные попуски в объеме 1,4 км3.

Подписаны соглашения о займе с Исламским и Европейским банком реконструкции и развития для вовлечения в оборот 128,0 тыс. га орошаемых земель и восстановления коллекторно-дренажной сети на площади 101,0 тыс. га.

Министерством совместно с заинтересованными государственными органами рассматривается комплекс мер для повышения привлекательности отрасли водного хозяйства (пересмотр объема субсидий и правил субсидирования стоимости подачи воды для СХТП для увязки уровня тарифов с поддержкой СХТП; пересмотр механизма и правил формирования тарифов на подачу воды по каналам). Принятие и реализация указанных мер и установление реального уровня тарифов позволит обеспечить возвратность средств привлекаемых займов, обеспечить надлежащую эксплуатацию объектов.

Государственный контроль в области охраны, воспроизводства и использования животного мира.

Областные территориальные инспекции Комитета лесного хозяйства и животного мира осуществляют проведение работ по обеспечению государственного контроля за состоянием охраны, воспроизводства, использования лесов, рыбоохранных мероприятий, противопожарных мероприятий в лесных угодьях, за животным и растительным миром и проводят мероприятия по борьбе с браконьерством.

По состоянию на 1 января 2018 года проведено 10 548 рейдов и 1 245 проверок.

Схема 10. Выполненные мероприятия за 2017 год

Всего

в том числе:

Также наложено административных штрафов всего на сумму 105 268 965 тенге.

В 2017 году зарегистрировано 58 фактов браконьерства, изъято 470 туш и 1 174 рогов сайгаков.

Также зарегистрированы факты браконьерства и на другие виды редких и исчезающих диких копытных животных. Так, за 12 месяцев 2017 года зарегистрировано:

  • 2  факта  браконьерства  на  джейранов,  изъято  6 туш;
  • 2 факта на архара, изъято 2 туши;
  • 1 факт на дрофу красотку,  изъята 1 туша;
  • 2 факта на чернобрюхую рябку,  изъято 3 особи;
  • 2 факта на стрепета, изъято 3 особи.

Государственный контроль в области лесного фонда.

Продолжается работа по охране лесов от пожаров и незаконных рубок.

РГКП «Казавиалесоохрана» осуществляются авиационные работы по охране и защите лесного фонда в Алматинской, Акмолинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Костанайской,  Жамбылской и Карагандинской областях, что составляет 8 869 тыс. га (30% территории гослесфонда республики).

В 2017 году по сравнению с 2016 годом количество лесных пожаров по республике увеличилось в 1,8 раза, а площади увеличились в 20,8 раза. Государственными инспекторами природоохранных учреждений и работниками  Государственной  лесной  охраны  в 2017 году проведено 18 353 рейда, при этом выявлено 504 факта незаконных рубок леса, объем от которых составил 32 757 м3. Наложено штрафов на 30 нарушителей Лесного законодательства в сумме 862,0 тыс. тенге. Предъявлено исков 313 нарушителям в сумме 9 985,0 тыс. тенге. У нарушителей изъято 2 054 м3 незаконно заготовленной древесины.

Мониторинг за состоянием окружающей среды

Мониторинг за состоянием атмосферного воздуха проведен в 49 населенных пунктах Республики Казахстан (в 14 областях и гг. Астаны, Алматы) на 146 стационарных постах, из них 56 постов ручного отбора проб и 90 автоматических постов;

с помощью 11 передвижных лабораторий в гг. Алматы и Астаны, Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Карагандинской, Кызылординской, Северо-Казахстанской областях.

Мониторинг за состоянием почвы проведен на 65 пунктах наблюдений.

Наблюдение за уровнем радиационного фона проведено по измерению гамма-фона на 86 метеостанциях, 25 автоматических постах, в 44 населенных пунктах, определение бета-активности проведено на 43 метеостанциях. Мониторинг за состоянием атмосферных осадков и снежного покрова проведен на 46 метеостанциях, за снежным покровом-на 39 метеостанциях. Мониторинг за состоянием донных отложений проведен на 26 водных объектах. Мониторинг за состоянием поверхностных и морских вод на гидрохимические показатели проведен на  404  створах, расположенных на 133  водных объектах, в том числе на 86 реках, 28 озерах,   14 водохранилищах, 4 каналах и 1 на море.

Мониторинг за состоянием поверхностных вод по гидробиологическим показателям, ихтиологические исследования проведены в Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.

По результатам проведенных наблюдений выпущены следующие бюллетени:

  • информационные бюллетени о состоянии окружающей среды РК;
  • информационные бюллетени о состоянии окружающей среды и здоровья населения Приаралья;
  • информационные бюллетени о состоянии окружающей среды на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) «Морпорт Актау»;
  • информационные бюллетени о состоянии окружающей среды бассейна озера Балхаш;
  • информационные бюллетени о состоянии окружающей среды бассейна реки Нуры;
  • информационные бюллетени о состоянии окружающей среды Щучинско-Боровской курортной зоны;
  • информационные бюллетени о трансграничном переносе токсичных компонентов в объектах окружающей среды.

Информационные бюллетени размещены на сайтах Министерства энергетики РК и РГП «Казгидромет».

Мониторинг подземных вод.

В 2017 году систематические режимные наблюдения за уровнем, температурой,  химическим  составом  и  загрязнением  проводились  на 4 345 пунктах государственной сети мониторинга подземных вод. Мониторинг техногенного загрязнения подземных вод проводился на 5 полигонах, расположенных в 5 областях Казахстана.

Пополняется банк данных государственного мониторинга подземных вод, велся государственный кадастр подземных вод. В настоящее время банк данных государственного мониторинга подземных вод содержит информацию по 9,9 млн замеров уровней,  3,7 млн замеров температуры и 255,9 тыс. химических анализов.

Мониторинг радиационной обстановки.

Радиационный мониторинг атмосферного воздуха по Республике Казахстан.

Измерения гамма-фона (мощности экспозиционной дозы) на территории Республики Казахстан проводились ежедневно на 86 метеорологических станциях в 14 областях, а также на 23 автоматических постах мониторинга загрязнения атмосферного воздуха РГП «Казгидромет» проведены замеры мощности экспозиционной дозы в автоматическом режиме.

По данным наблюдения РГП «Казгидромет», средние значения радиационного гамма-фона приземного слоя атмосферы по населенным пунктам Республики Казахстан находились  в пределах 0,00-0,29 мкЗв/ч. В среднем по Республике Казахстан радиационный гамма-фон составил 0,13 мкЗв/ч и находился в допустимых пределах.

Контроль за радиоактивным загрязнением приземного слоя атмосферы осуществлялся в 14 областях Казахстана, на 43 метеорологических станциях путем отбора проб воздуха горизонтальными планшетами. На всех станциях проводился пятисуточный отбор проб.

Среднесуточная плотность радиоактивных выпадений в приземном слое атмосферы на территории Республики Казахстан колебалась в пределах 0,5-4,2 Бк/м2. Средняя величина плотности выпадений по Республике Казахстан составила 1,1 Бк/м2, что не превышает предельно допустимый  уровень.

Более подробная информация размещена на сайте РГП «Казгидромет».

Исследованиями питьевой воды на показатели радиационной безопасности были выявлены несоответствия в 263 пробах из обследованных 4379 образцов воды.

В 2017 году по республике были проведены 910 исследований проб воды открытых водоемов, из них в 1 пробе обнаружено превышение.

За 2017 год было исследовано 228 проб технической воды, превышений не зарегистрировано.

«Комплексный мониторинг бывшего полигона «Азгир» и прилегающих территорий».

В рамках мероприятия «Комплексный мониторинг бывшего полигона «Азгир» РГП «Институт ядерной физики» МЭ РК в 2017 году продолжен мониторинг радионуклидного и элементного состава объектов окружающей среды с целью определения влияния полигона «Азгир» на радиоэкологическую ситуацию в прилегающих населенных пунктах Азгир и Балкудук. Выполнен отбор 196 проб объектов окружающей среды, в том числе 38 проб подземных и поверхностных вод, 128 проб почвы, 8 проб донных отложений  и 22 пробы растительности. По всем пробам проведен лабораторный анализ состава. По результатам проведенного мониторинга радиоэкологическая обстановка на исследуемой территории стабильная. Увеличение степени загрязнения объектов окружающей среды техногенными радионуклидами и тяжелыми металлами не зафиксировано.

На территории Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения расположены объекты «Лира», представляющие собой шесть подземных полостей объемом около 50,0 тыс. м3 каждая, созданные в 1983-1984 гг. в отложениях каменной соли на глубинах 796-931 м с помощью подземных ядерных взрывов с суммарной мощностью 60 килотонн. Радиационный мониторинг объектов «Лира» и прилегающих к месторождению населённых пунктов показал, что радиоэкологическая обстановка на объектах «Лира» и прилегающих территориях остается стабильной и не вызывает серьезных опасений.

В рамках мероприятия «Обеспечение безопасности бывшего Семипалатинского испытательного полигона» бюджетной подпрограммы «Обеспечение радиационной безопасности на территории Республики Казахстан» РГП «Национальный ядерный центр Республики Казахстан» в 2017 г. продолжено экологическое обследование Семипалатинского испытательного полигона.

Для подготовки заключительного варианта материалов комплексного экологического обследования в 2017 г. были выполнены завершающие работы по комплексному исследованию восточной части СИП, в районе площадки «Балапан», площадью 1200 км2. Выполнено детальное обследование 6 зимовок, которое показало, что радиационная обстановка на территории зимовок не представляет опасности. Установлено, что содержание в растительном покрове радионуклидов не представляет опасности с точки зрения выпаса с/х животных. Исследовано 8 объектов водопользования, расположенных на исследуемой территории, а также озёра Кишкенсор, Шункурсор, Каражурек и река Шаган. Определено, что территории озер  и часть русла реки Шаган не рекомендуют передавать в хозяйственное пользование.

На территории площадки «Дегелен» выполнено площадное радиационное обследование местности, которое включало в себя измерение радиационных параметров в 265 точках, а также отбор проб почвы с последующим лабораторным анализом.

В районе площадки «Опытное поле» путем вспашки с последующим боронованием выполнена ремедиация участка площадью 1,0 км2 с повышенным содержанием техногенных радионуклидов в почве.

Выполнено радиоэкологическое исследование территории испытательной площадки «Сары-Узень», которая не планируется для передачи в хозяйственный оборот. Проведено детальное обследование 24 скважин, в которых ранее были проведены подземные ядерные испытания. Установлено, что радиоактивное загрязнение приустьевых площадок носит локальный характер и наблюдается в основном вблизи оголовок скважин.

Проведено предварительное обследование территории полигона в районе площадки «Сары-Узень» площадью 1 200 км2: выполнен отбор 1 200 проб почвы, отобраны пробы растительности, в точках отбора проб измерены радиационные параметры; обследована территория единственной жилой зимовки Сартай-Кора, где были измерены радиационные параметры, а также содержание радона в различных средах, содержание радионуклидов в пробах молока и мяса. Все полученные при обследовании зимовки значения не превысили установленных норм. На исследуемой территории были также проведены работы по изучению поверхностных и подземных вод, для чего были пробурены скважины и отобраны пробы воды.

По сравнению с 2016 г. площадь обследованной территории СИП увеличилась на 1 200 км2. Таким образом, к настоящему времени проведено комплексное экологическое обследование части территории полигона площадью 10 410 км2 (56% от общей площади полигона). Начаты работы по комплексному обследованию территории площадью 1200 км2 (западная часть СИП в районе площадки «Сары-Узень»).

Мониторинг объектов водопользования на территории СИП.

В рамках проведения мониторинговых исследований на территории СИП регулярно проводится изучение радиоэкологического состояния объектов водопользования с целью наблюдения за возможным изменением радионуклидного состава вод. Данные объекты расположены на «условно» фоновых территориях, подлежащих передаче в народно-хозяйственный оборот. Основным критерием для выбора является их расположение вблизи жилых летников и зимовок. Большинство объектов мониторинга представляют собой колодцы и скважины, огороженные бетонными сооружениями, поилками для водопоя скота.

В 2017 г. на территории СИП в рамках мониторинговых исследований было проведено обследование 15 объектов водопользования.

Анализ данных за 2013-2017 гг. показал, что кардинальных изменений радиационной ситуации не наблюдается, концентрация исследуемых техногенных радионуклидов в воде объектов водопользования не превышает допустимые уровни.

Мониторинг поверхностных вод.

В 2017 г. контроль состояния поверхностных вод проводился на объектах, расположенных на площадках «Дегелен» и «Балапан». На территории площадки «Дегелен» объектами наблюдения являлись ручьи, берущие свое начало в пределах площадки и вытекающие далеко за ее границы. Это ручьи Карабулак, Узынбулак, Байтлес, Токтакушик и Актыбай.

Мониторинг подземных вод.

В настоящее время для контроля миграции техногенных радионуклидов за пределы радиационно опасных участков СИП существуют 30 гидрогеологических скважин, на которых проводится ежегодный мониторинг радиоэкологического состояния подземных вод. Данные скважины на территории СИП расположены с учетом геологических и гидрогеологических особенностей контролируемых радиационно-опасных участков.

Мониторинг воздушной среды на СИП и прилегающей территории.

С целью проведения радиационного мониторинга воздушной среды на территории СИП    и прилегающих к нему районов в период 2013-2017 гг. было создано 7 стационарных постов мониторинга воздушной среды. Два из них расположены на испытательных площадках «Балапан» и «Дегелен», вблизи месторождений «Каражыра» и «Караджал», 2 поста расположены   вблизи   реакторных   комплексов  «Байкал-1»  и  «ИГР»,  3 поста  мониторинга  организованы  в  населенных  пунктах п. Саржал, п. Долонь и г. Курчатов.

Пробы воздуха отбирались с периодичностью 1-2 раза в квартал. Результаты проведенных работ показали, что на всех постах мониторинга концентрация исследуемых радионуклидов в воздушной среде составляет менее предела обнаружения используемой аппаратуры и методик.

По результатам радионуклидного мониторинга воздушной среды СИП в 2017 г. существенных изменений отмечено не было. Установлено, что перенос радиоактивности воздушным путем с испытательных площадок СИП на прилегающие территории не наблюдается.

Мониторинг радиационной обстановки на территории бывшего Иртышского химикометаллургического завода.

Мониторинг радиационной обстановки на территории бывшего ИХМЗ, пунктах захоронения радиоактивных отходов и прилегающих к нему территориях осуществляется в рамках мероприятия «Проведение работ ликвидации радиационно опасной ситуации на территориях бывшего ИХМЗ, пунктах захоронения радиоактивных отходов и прилегающих к нему территориях» бюджетной подпрограммы «Обеспечение ядерной безопасности на территории Республики Казахстан».

Для обеспечения радиационного мониторинга с целью предотвращения переноса радиоактивных загрязнений с грунтовыми и сточными водами в 2008 году вблизи территории ИХМЗ была определена сеть точек для отбора проб воды из скважин, открытых водоемов и проведения радиохимического и спектрометрического анализа на содержание радионуклидов.

В 2017 году анализ полученных данных показал, что содержание определяемых радионуклидов в отобранных пробах не превышает значений минимально детектируемой активности для данных радионуклидов.

Мониторинг территорий, подверженных влиянию ракетно космической деятельности комплекса «Байконур».

В 2017 г. РГП «Научно-исследовательский центр «Ғарыш-Экология» выполнялись работы по экологическому мониторингу территорий Республики Казахстан.

Выполнены исследования динамики показателей состояния объектов окружающей среды и здоровья населения в зонах трех аварийных падений ракет космического назначения:

  • В 2006 году-межконтинентальная баллистическая ракета РС-20 в Кызылординской области;
  • В 2007 году-ракета-носитель «Протон» в Карагандинской области;
  • В 2013 году-ракета космического назначения «Протон-М» в Кызылординской области.

На месте аварии межконтинентальной баллистической ракеты РС-20 осуществлен контроль состояния объектов окружающей среды. На местах бывших большой и малой воронок, образовавшихся при аварийном падении, проведено локальное исследование почвенного покрова с отбором 104 проб почвы. В 30 пробах почвы обнаружено превышение ПДК нитрат-ионов в почве в 1,0-65,4 раза. Работы по мониторингу места данной аварии ведутся с определенной периодичностью (3 года) и свидетельствуют о постепенном снижении концентрации нитрат-ионов в почве естественным путем. Осуществлен контроль состояния среды обитания населенных пунктов поселков Комекбаев, Куандария и Турмагамбет, прилегающих к району аварийного падения, с экспресс-анализом атмосферного воздуха и отбором по 9 пробам почв, воды и растений. В объектах среды обитания в наблюдаемых поселках присутствие компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации, связанных с аварией, не установлено.

Изучены отдаленные последствия воздействия аварии ракеты-носителя «Протон» в 2007 г. в Улытауском районе Карагандинской области на здоровье населения. Проведено санитарно-эпидемиологическое обследование зимовок в районе аварийного падения и населенных пунктах, прилегающих к нему. В объектах среды обитания не установлено присутствие компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации. По результатам анализа 90 проб почвы на месте падения верхней части разгонного блока «Бриз-М» и части переходного отсека космического аппарата выявлено содержание гептила в почве, концентрация 0,23-0,46 мг/кг при допустимой концентрации 2,3-4,6 мг/кг. Максимальное загрязнение гептилом находится на глубине 80-100 см и сосредоточено на территории диаметром 3 м, эта территория не используется для выращивания сельхозкультур, столь маленькие концентрации не оказывают существенного влияния на растительный покров.

В районе аварийного падения ракеты космического назначения «Протон-М» в 2013 году и на прилегающих территориях проведены сезонные биогеохимические исследования и определена степень химического загрязнения растительного покрова гептилом и продуктами его химической трансформации. Установлены уровни загрязнения почвы и растительности. Гептил в почве с превышением ПДК в 1,1 раза в концентрации 0,11 мг/кг выявлен в 1 пробе, в 4 пробах-в концентрации 0,05-0,084 мг/кг при допустимой норме 5-8,4 мг/кг. Осенью 2017 г. российской стороной выполнена техническая рекультивация места аварии, воронка засыпана землей и выполнена биологическая рекультивация, проведен посев семян саксаула.

В 2017 году выполнено экологическое сопровождение 12 пусков ракет-носителей:

6 пусков в соответствии с планом совместного с российской стороной экологического сопровождения пусков, ракет-носителей с космодрома «Байконур»  на 2017 год, из них-4 пуска ракет-носителей «Протон-М», 1 пуск ракеты-носителя «Союз-2.1», 1 пуск ракеты-носителя «Зенит-3SLБФ»;

6 пусков ракет-носителей «Союз» в рамках выполнения государственного задания «Услуги экологического мониторинга территорий Республики Казахстан, подверженных воздействию ракетно-космической деятельности комплекса «Байконур».

В ходе выполнения работ по экологическому сопровождению 4-х пусков ракет-носителей «Протон-М» проведено 32 инструментальных измерения атмосферного воздуха, отобрано 48 проб почвы и 16 проб атмосферного воздуха. После отбора проб на местах падения российской стороной выполнена детоксикация почвы раствором перманганата калия.

Российской стороне даны рекомендации о необходимости проведения контрольного отбора проб почвы и растений для определения в них содержания гептила и продуктов его разложения в точках обнаружения загрязнения компонентов окружающей среды в весенне-летний период 2018 года при последующих пусках и проведения, при необходимости, детоксикации почвы на загрязненных участках. Принять меры по недопущению распространения пожара на местах падения фрагментов первой ступени ракеты-носителя «Протон-М».

В ходе выполнения работ по экологическому сопровождению пуска ракеты-носителя «Союз-2.1» на территории Иргизского района Актюбинской области и Джангельдинского района Костанайской области, где происходило падение частей, проведено 27 инструментальных измерений атмосферного воздуха и отобрана 41 проба почвы.

При экологическом сопровождении пуска ракеты-носителя «Зенит-3SLБФ» в районе космодрома «Байконур» и в районе падения первой ступени ракеты-носителя, расположенном в Актогайском, Каркаралинском и Шетском районах Карагандинской области, выполнено 42 инструментальных измерения атмосферного воздуха, отобрано 4 пробы воздуха и 34 пробы снега.

При экологическом сопровождении 6 пусков ракет-носителей «Союз» выполнены 84 инструментальных измерения атмосферного воздуха, отобрано 12 проб атмосферного воздуха, 88 проб поверхностного слоя почвы и 8 проб снега. В районе падения первой ступени (боковых блоков) на территории Улытауского района Карагандинской области выполнены работы по контролю уровня загрязнения объектов окружающей среды с отбором 231 пробы почв и 33 пробы снега, проведено 192 инструментальных измерения приземного слоя атмосферного воздуха.

Проведены работы по контролю старых мест падения боковых блоков ракет-носителей «Союз». Отобрано 36 проб почвы в точках обнаружения максимального загрязнения нефтепродуктами. Результаты показали, что места падения боковых блоков всех 6 ракет-носителей не требуют повторного контроля и детоксикации.

Космический мониторинг.

По данным Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности, Казахстан имеет действующую космическую систему дистанционного зондирования Земли, состоящую из двух оптико-электронных аппаратов KazEOSat-1 (высокого разрешения-1 м) и KazEOSat-2 (среднего разрешения-6,5 м).

Использование данных дистанционного зондирования Земли позволяет решать следующие задачи по охране окружающей среды:

  • мониторинг и контроль экологического состояния территорий в районах добычи, переработки, транспортировки нефти, выявление территорий, загрязненных нефтепродуктами;
  • мониторинг и контроль аварийных разливов нефти акватории Каспийского моря;
  • мониторинг и контроль распознавания очагов лесных и степных пожаров;
  • обнаружение и контроль чрезвычайных ситуаций;
  • мониторинг и контроль состояния посевов сельскохозяйственных культур;
  • мониторинг и контроль водных, лесных ресурсов, недропользования, открытых разработок твердых полезных ископаемых, строительства и состояние дорог;
  • создание отраслевых геопорталов и др.

В 2017 году в рамках бюджетной программы создан прототип геопортала для Министерства энергетики РК (мониторинг несанкционированных полигонов твердых бытовых отходов), который позволяет решать следующие задачи:

  • космический мониторинг мест размещения отходов производства и потребления;
  • выявление несанкционированных свалок;
  • мониторинг динамики изменения границ полигонов отходов производства и потребления.

Результаты космического мониторинга в оперативном режиме будут предоставляться представителям Министерства энергетики РК через геопортал вместе с подтверждающими данными в целях реагирования на ситуацию. Использование указанного геопортала повысит эффективность работы ответственных государственных органов за счет минимизации полевых обследований и более эффективного обнаружения нарушений.

Космический мониторинг  включает 3 задачи: космический мониторинг мест размещения отходов производства и потребления, выявление несанкционированных свалок, мониторинг динамики изменения границ полигонов отходов производства и потребления.

Международное сотрудничество.

Республика Казахстан активно участвует в международном регулировании вопросов экологической безопасности. Казахстан является Стороной более 30 Международных конвенций и Протоколов к ним, в числе которых Глобальные биологические, Водные, Химические, Трансграничные  конвенции,  а  также  по  вопросам изменения климата и др.

В настоящее время одним из основных вопросов является защита окружающей среды Каспийского моря. Так, Законом от 13 декабря 2005 года № 97 ратифицирована Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция), подписанная Прикаспийскими странами в 2003 году. Целью данной Конвенции является защита морской среды Каспия от загрязнения от всех источников, включая охрану, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов.

Министерством энергетики планируется присоединение к Минаматской конвенции, Рамочной конвенции об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии, и в 2018 году планируется ратифицировать Протокол о регистрах выбросов и переноса загрязнителей.

В июне 2017 года в Астане состоялась Министерская конференция «Обеспечение устойчивого развития энергетики», проводимая в рамках Международной выставки «Астана «ЭКСПО-2017», прошел Восьмой международный форум по энергетике для устойчивого развития. На полях конференции в рамках встречи на уровне министров было принято Заявление министров в качестве итогового документа, отражающего общие подходы и конкретные приоритетные действия со стороны Правительства, способствующие ускорению перехода к устойчивой энергетике, а также закреплению договоренности участников и инициативы казахстанской стороны.

В июле 2017 года в  Астане прошел Международный форум «Программа партнерства «Зеленый Мост» на территории Международной выставки «Астана ЭКСПО-2017». Были подписаны Меморандумы о сотрудничестве в сфере зелёных технологий с австрийским Институтом Технологий и финской компанией KaukoInternationalGroup, состоялся политический диалог по «зеленому» росту в Казахстане, на котором обсуждались направления корректировки Концепции перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике».

В ноябре в г. Бонн (Германия) состоялась 23-я Конференция Сторон Рамочной Конвенции об изменении климата ООН и 13-е Совещание Сторон Киотского Протокола, а также 2-е совещание Парижского соглашения.

В ноябре 2017 года в г. Монреаль (Канада) состоялось 29-е Совещание Сторон Монреальского Протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, на котором Казахстан представил пересмотренный план действий по поэтапному сокращению потребления гидрохлорфторуглеродов. Также в Республике Казахстан государственными органами и международными организациями реализуются совместные проекты в области охраны окружающей среды.

В Казахстане реализуется ряд международных проектов.

Программой развития ООН в Республике Казахстан реализуется проект «Поддержки Казахстана для перехода к модели зеленой экономики (GreenEconomy)». В рамках проекта будут разработаны соответствующие политические, законодательные и нормативно-правовые рекомендации, предложены конкретные механизмы стимулирования устойчивого развития управления водными ресурсами, методологические подходы и инструменты, а также возможные решения технологических и инфраструктурных задач.

Проект «Устойчивые города для низкоуглеродного развития в Казахстане» окажет содействие в определении, разработке и реализации мер смягчения воздействия изменения климата, соответствующих национальным условиям, в городском секторе.

Проект «Совершенствование системы жилищных отношений для повышения инвестиционной привлекательности и развитие малого и среднего бизнеса в сфере ЖКХ (Housing)». Его целью является повышение инвестиционной привлекательности сектора ЖКХ в целях его модернизации и развития через реформирование существующих и создание новых правовых, организационных и финансовых условий для управления жилищным фондом с привлечением малого и среднего бизннеса.

Проект «Снижение рисков инвестирования в возобновляемые источники энергии (DREI)». Цель проекта заключается в стимулировании вливаний  инвестиций  со  стороны  частного  сектора  в  возобновляемые  источники  энергии   в  Казахстане для достижения целей в рамках Стратегий «Казахстан 2030» и «Казахстан 2050» применительно к возобновляемым источникам энергии.

Проект «Разработка национального сообщения Республики Казахстан в рамках РКИК ООН и двухгодичного доклада (7 Нац. Сообщение/7NC)» позволит Казахстану подготовить и представить Седьмое Национальное Сообщение (7НС) и Двухгодичный доклад (ДД), Конференции Сторон (КС) РКИК ООН в соответствии с обязательствами Стороны Конвенции, предусмотренными в статье 12, Конвенции и последующими решениями КС.

Проект «Стандарты, сертификация и маркировка энергоэффективности электрических бытовых приборов и оборудования в Казахстане (Labeling)». Целью проекта является трансформация казахстанского рынка для применения энергоэффективных бытовых приборов и оборудования, за счет чего снизится потребление электроэнергии и выбросы ПГ.

Проект «Оказание поддержки в устойчивом управлении земельными ресурсами в степной  и  полузасушливой  зонах  путем   продвижения   интегрированного территориального планирования и агроэкологических стимулов (Agro-incentives)». Проект сроком реализации 5 лет направлен на изменение практики землепользования на критических, продуктивных ландшафтах степной, засушливой и полузасушливой зонах Казахстана, занимающих основную часть его территории, и таким образом способствует обеспечению экологической целостности, продовольственной безопасности и устойчивых видов деятельности.

Проект «Повышение потенциала человеческих ресурсов, нормативно-правовой базы и институционального потенциала для осуществления Нагойского Протокола (Nagoya)». Проект направлен на решение проблемы отсутствия функционирующей национальной правовой, политической и институциональной основы, которая позволит равноправное распределение выгод от использования генетических ресурсов и традиционных знаний между государством, коммерческими интересами, а также владельцами и хранителями этих ресурсов.

Проект «Комплексное управление засушливыми землями и засухой в Южно-Казахстанской области (KFS)». Проект будет способствовать укреплению продовольственной безопасности и потенциала адаптации к изменению климата в сельском хозяйстве и пастбищных системах в Южно-Казахстанской области.

Проект «Global Water challenge (Coca-cola)». Целью проекта является повышение эффективности использования земельных и водных ресурсов. Демонстрация эффективных и экономически выгодных агротехнологий и практик.

Проект «Создание возможностей для трансграничного сотрудничества и интегрированного управления водными  ресурсами  в  бассейнах  рек  Чу  и  Талас».  Усиление трансграничного сотрудничества, продвижение интегрированного управления водными ресурсами в бассейнах рек Чу и Талас и расширение полномочий Водной комиссии Республики Казахстан и Кыргызской Республики.

Проект «Первоначальная оценка Казахстана в рамках Минаматской Конвенции (Minamata)». Проект направлен на оказание поддержки Правительству Казахстана в проведении Первоначальной оценки ртути, которая позволит стране определить национальные требования и потребности для ратификации Минаматской Конвенции  и создать основу для дальнейшей работы по ее реализации.

Проект «Грант по подготовке Проекта «Поэтапное сокращение гидрохлорфтор углеводородов (ГХФУ) в Республике Казахстан через продвижение энергоэффективных технологий без озоноразрушающих веществ (ОРВ) и низким потенциалом глобального потепления» (PPG Ozone)». Проект направлен на разработку полномасштабного проекта «Поэтапное сокращение гидрохлорфтор углеводородов (ГХФУ) в Республике Казахстан через продвижение энергоэффективных технологий без озоноразрушающих веществ (ОРВ) и низким потенциалом глобального потепления».

Проект «Повышение устойчивости системы охраняемых территорий в пустынных экосистемах через продвижение совместимых с биоразнообразием источников жизнеобеспечения внутри и вокруг охраняемых территорий (Desert)». Цель проекта-повышение устойчивости охраняемых территорий в глобально значимых пустынных и полупустынных экосистемах посредством расширения их географического охвата, продвижения ландшафтного подхода и поддержки, совместимых с биоразнообразием источников жизнеобеспечения на территории ООПТ и прилегающих к ним территориях.

Проект «Техническая поддержка для уполномоченных Сторон в подготовке шестого национального отчета для КБР (6НД-смешанные регионы), (6 Нац. отчет по БР)». Цель этого проекта заключается в оказании технической поддержки Сторонам Конвенции по биологическому разнообразию, имеющим право на участие в ГЭФ, в их работе по разработке шестого национального доклада (6НД).

Проект «Сохранение и устойчивое управление ключевыми глобально значимыми экосистемами для получения различных выгод (SFM)». Цель проекта заключается в улучшении системы сохранения и управления лесными ресурсами и прилегающими луговыми, пойменными и пустынными экосистемами, важными для сохранения биоразнообразия, земельных ресурсов и обеспечение благосостояния местного населения.

Проект «Создание трансформационной политики и финансовых механизмов для увеличения инвестиций в управление биоразнообразием (BIOFIN)». Формирование политики и разработка новых экономических механизмов финансирования биоразнообразия и экосистем для покрытия дефицита финансирования.

Германским обществом по международному сотрудничеству в Республике Казахстан реализуется проект «Устойчивое землепользование с учетом изменения климата для экономического развития в Центральной Азии (SUSTAIN-CA)». Цель проекта-укрепление потенциала для внедрения частного лесоразведения; интеграция экосистемных услуг в план развития и учета других экономических инструментов для устойчивого использования природных ресурсов; поддержка в области устойчивого управления пастбищными ресурсами.

Проект «Экосистемный подход для адаптации к изменению климата в высокогорных регионах Центральной Азии (EbA)». Цель проекта-тесное сотрудничество с Департаментом зеленой экономики и Департаментом по изменению климата Министерства энергетики Республики Казахстан. Содействие в реализации Парижского соглашения-проведение мероприятий, направленных на интеграцию мер по адаптации планов работ по борьбе с изменением климата в РК. Поддержка Министерства энергетики Республики Казахстан в расширении возможностей доступа к международной системе финансирования, в области изменения климата-экспертная поддержка в вопросах сотрудничества с Зеленым климатическим фондом.

Проект «Развитие потенциала в области политики по климату в странах западных Балкан, Центральной и Восточной Европы и ЦА». Проект направлен на оказание поддержки Правительству Республики Казахстан в создании институционального и технического потенциала, необходимого для реализации Концепции по переходу к «зеленой экономике», что окажет сопутствующее положительное воздействие на другие страны Центральной Азии.

Экологическое образование и научные исследования в области охраны окружающей среды.

Следуя приоритетным направлениям «Стратегии-2030», в 1998 году была принята Программа экологического образования РК, разработанная Министерством образования и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

На основе рекомендаций международных конференций по образованию в области охраны окружающей среды в Казахстане разработана Государственная программа экологического образования (1999 г.), которая предлагает следующую систему обучения: экологическое воспитание в дошкольных учреждениях, образование и воспитание в общеобразовательных школах, образование в колледжах, в высших учебных заведениях, в учреждениях переподготовки специалистов.

В программе предшкольной подготовки «Біз мектепке барамыз» определены цели и задачи содержания организованной учебной деятельности по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, по ознакомлению детей с предметами и явлениями неживой природы, сезонными изменениями в природе, растительным, животным миром, правилами поведения в природе.

Изучение экологического компонента в общеобразовательных школах рассматривается в рамках естественно-биологического цикла и осуществляется через экологизацию содержания отдельных дисциплин.

Начальная ступень (1-4 классы)-экологические аспекты включены в содержание предметов «Познание мира»;

основная и старшая ступени (5-11 классы)-экологические аспекты включены в содержание предметов «Биология», «География» и «Химия».

Методологическое обеспечение системы образования.

В рамках бюджетной программы в течение 4-х лет (с 2014 по 2017 гг.) были разработаны в помощь педагогам общеобразовательных школ и организаций дополнительного образования методические рекомендации:

  • видео-занятия «Экологическое воспитание детей. Детско-юношеский туризм и краеведение». Количество видео-занятий-12;
  • методические рекомендации по разработке образовательных учебных программ туристско-краеведческого направления дополнительного образования (май 2016);
  • методические рекомендации «Актуальность экологического воспитания в формировании гражданских качеств личности школьника» (май 2016);
  • методические рекомендации «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с обучающимися на территории Казахстана» (октябрь 2016);
  • методические рекомендации «Современные направления экологического образования детей: альтернативные источники энергии» (июль 2015);
  • методические рекомендации «Организация туристско-краеведческой деятельности детей в организациях образования» (март 2015).

Согласно  Национальной  образовательной  базе данных в 2017 году в средних общеобразовательных школах республики функционировали:

  • экологические кружки-2 557;
  • туристско-краеведческие кружки-2 050.

В настоящее время в республике действуют 1287 организаций дополнительного образования, из них:

  • 39 станций юных туристов с охватом 9 734 детей;
  • 14 станций и центров юных натуралистов с охватом 22 935 детей.

Воспитательные мероприятия экологической направленности.

В рамках бюджетной программы «Проведение республиканских школьных олимпиад, конкурсов, внешкольных мероприятий республиканского значения» проведены мероприятия:

  • Республиканский форум юных краеведов, экологов и натуралистов в рамках «Экспо-2017;
  • Республиканский форум юных краеведов, экологов и натуралистов в рамках «Экспо-2017»;
  • Республиканский слет туристско-краеведческих экспедиционных отрядов «Менің Отаным-Қазақстан»;
  • Республиканский слёт туристско-краеведческих экспедиционных отрядов «Менің Отаным-Қазақстан»;
  • Республиканский форум юных натуралистов и экологов «Қазақстан-менің елім»;
  • Республиканский слет туристских экспедиционных отрядов «Моя Родина-Казахстан».

Летняя экологическая занятость.

Ежегодно в республике проводятся свыше 1300 профильных, юрточных, палаточных лагерей, в которых получают экологические, туристские навыки и оздоравливаются более 140 тысяч детей. Также ежегодно в республиканском учебно-оздоровительном центре «Балдаурен» проводится тематическая смена для 288 одаренных детей-юных экологов, победителей научных соревнований и конкурсов по экологии:  экофорум, форум научных проектов, «В объективе-ЭКОМИР!», форум юных экологов «Спасем зеленую планету».

На портале www.ziyatker.org организованы и проведены Республиканские заочные конкурсы:

  • «Здоровье планеты в моих руках» «Табиғат»;
  • «Экологический вернисаж»;
  • «Юный путешественник»;
  • «Фитодизайн»;
  • «В мире животных»;
  • «Осенние зарисовки».

Взаимодействие с НПО по экологическому воспитанию детей.

В соответствии с Меморандумом о сотрудничестве между АО «НК «Астана ЭКСПО-2017» и  образовательным центром «MyChina» с 1 апреля по 1 мая был проведён конкурс эссе среди выпускников школ и колледжей РК «Мой вклад в ЭКСПО-2017. Пути «озеленения» экономики Казахстана через призму моей будущей профессии». Отобрано 15 лучших работ, авторы которых награждены 10 грантами на обучение в Китайском Университете горнорудного дела и технологий и 5 путёвками в г. Милан для представления Казахстана на EXPO-2015 в качестве стендиста.

Положительный опыт работы по экологическому воспитанию в регионах.

Особую популярность получила водная экспедиция школьников «Жайық-Урал». За 2 года преобразована из агитационно-пропагандистской акции в комплексную туристско-экологическую экспедицию и экологическое движение, объединяющее значительное количество молодежи Западного Казахстана, прилегающих к Уралу регионов России.

В программу входят эколого-краеведческая экспедиция «Малые реки Приуралья», акции «Таза ауыл» («Чистое село»), «Зеленый парус Приуралья», «Посади свое дерево, турист», соревнования по бердингу (спортивная орнитология) и экологическая экспедиция «Памятники природы ЗКО».

На базе областного центра «Экотуризм и краеведение» Павлодарской области успешно реализуется проект туристской экспедиции «Менің Отаным-Қазақстан».

Детский эколого-биологический журнал «Экоәлем».

Электронные версии детских познавательных журналов «Экоәлем» и «Темірқазық» для обучающихся доступны на сайте www.ziyatker.org.

«Экоәлем», способствует формированию у детей экологической культуры, сознательного отношения к окружающей среде.

Образовательные программы и курсы повышения квалификации.

Разработан проект Приказа Министра образования и науки РК «О внесении изменений и дополнений в Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 92 «Об утверждении образовательных программ курсов повышения квалификации педагогических кадров, организаций дошкольного, среднего, дополнительного, а также специального образования», в рамках которого в 1 квартале 2018 года будут утверждены образовательные программы курсов повышения квалификации для педагогов дополнительного образования:

  • «Педагогические технологии по эколого-биологическому направлению дополнительного образования детей», для педагогических кадров организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования для детей;
  • «Особенности организации и проведения активных видов детско-юношеского туризма», для педагогических кадров организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования для детей;
  • «Инновационные педагогические технологии по туристско-краеведческому направлению дополнительного образования детей» для педагогических кадров организаций образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования для детей.

Согласно статье 161 п. 2 Экологического кодекса РК Управление по повышению квалификации в области охраны окружающей среды и природопользования при Республиканском государственном предприятии на праве хозяйственного ведения «Информационно-аналитического центра охраны окружающей среды» Министерства энергетики Республики Казахстан (РГП на ПХВ «ИАЦ ООС») проводит обучающие семинары по вопросам охраны окружающей среды. За 2017 год обучение прошли 330 слушателей. Были проведены обучающие семинары по темам:

  • Экологический кодекс. Правоприменение;
  • Экологическая экспертиза и регулирование природопользования;
  • Государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования; Государственный контроль в области охраны окружающей среды и природопользования и т.д.

Координационный совет.

24 июня 2017 года в городе Актау проведено расширенное заседание Республиканского Координационного совета руководителей организаций дополнительного образования туристско-краеведческого и эколого-биологического направления на тему: «Реализация Концептуальных подходов к развитию детско-юношеского туризма в Республике Казахстан на 2015- 2018 годы в свете статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Высшее и послевузовское образование.

В настоящее время Государственный общеобязательный стандарт образования  высшего и послевузовского образования разработан на принципиально новых подходах к содержанию образования, четко прописаны ценности в образовании, создана новая модель начальной школы, установлены результаты на «выходе» из школы с учетом ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», расширена академическая самостоятельность вузов в определении содержания образования, а также вузы разрабатывают интегрированные программы по дисциплинам.

На уровне бакалавриата в типовые учебные планы включены новые дисциплины, формирующие специальные навыки и знания в сфере экологии, такие как: «Экологические аспекты естествознания», «Экологическая химия», «Экологическая биогеография»,

«Экология животных и растений», «Экологический мониторинг», «Геоэкология» и др.

Также на уровне магистратуры предусмотрены две образовательные программы: «Экология» и «Интегрированное управление водными ресурсами».

Траектория «Экология» нацелена на подготовку специалистов в области прикладной экологии и обеспечения экологической безопасности.

Также подготовка кадров в высших учебных заведениях Республики Казахстан в сфере экологии ведется по специальности «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды».

Подготовка кадров по специальностям «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды» и «Экология» осуществляется на базе 51 вуза Республики Казахстан.

Научные проекты в области охраны окружающей среды.

По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан, в сфере охраны окружающей среды по приоритету проводятся следующие научно-исследовательские работы:

  • наноматериалы для практического использования в очистке окружающей среды от загрязнений: конкретный объект загрязнения ртутью озера Былкылдак. Исполнитель:  Инновационный Евразийский университет;
  • разработка радиационно-стимулированных биотехнологий очистки сточных вод для обеспечения равновесного экологического состояния окружающей среды (на примере города Алматы) с использованием активации микроорганизмов ила и донных отложений пучками заряженных частиц и электромагнитного излучения, с исследованием биологических, химических и физических свойств веществ. Получение опытных образцов очищенных материалов (вода, флора, фауна, донные отложения и др.). Внедрение технологии на предприятиях. Исполнитель:  Казахский национальный педагогический университет им. Абая;
  • организационно-правовые проблемы влияния казахстанской энергетики на окружающую среду и правоотношения Казахстана и Евразийского экономического союза в энергоэкологической сфере. Исполнитель: Консалтинговая группа «Болашак»;
  • исследование загрязнения радионуклидами и токсичными элементами природных водных объектов, находящихся под влиянием объектов ядерного топливного цикла. Разработка новых и развитие имеющихся методик определения содержания естественных и искусственных радионуклидов для экологического мониторинга объектов атомной энергетики. Исполнитель: Институт ядерной физики;
  • разработка новых методов открытого хранения серы для снижения вредного воздействия на окружающую среду. Исполнитель: Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева;
  • разработка программного комплекса для оценки антропогенного загрязнения окружающей среды промышленных регионов Казахстана методами математического моделирования. Исполнитель: Национальная инженерная Академия Республики Казахстан;
  • оценка воздействия функционирования ТЭС и АЭС на окружающую среду методами математического моделирования. Исполнитель: Научно-исследовательский институт математики и механики при КазНУ им. Аль-Фараби;
  • токсико-экологическое изучение состояния окружающей среды нефтедобывающих регионов Казахстана и оценка экологического риска нефтяного воздействия. Исполнитель: Научно-исследовательский институт проблем экологии при КазНУ им. Аль-Фараби;
  • разработка научных основ методологии очистки сточных вод и шламов муниципальных очистных сооружений с целью обеспечения защиты окружающей среды от вредных побочных продуктов дезинфекции триклозаном. Исполнитель: Казахский национальный технический университет имени К.И. Сатпаева;
  • гигиеническая оценка качества окружающей среды и здоровья взрослого населения крупного промышленного города и разработка комплекса профилактических мероприятий. Исполнитель: Научный центр гигиены и эпидемиологии им Х. Жуматова;
  • исследование динамики показателей состояния объектов окружающей среды и здоровья населения в зонах аварийного падения ракет космического назначения. Исполнитель: Научно-исследовательский центр «Гарыш-Экология»;
  • разработка методик определения компонентов ракетного топлива и продуктов их трансформации в объектах окружающей среды. Исполнитель: Научно-исследовательский центр «Гарыш-Экология»;
  • влияние неблагоприятных факторов окружающей среды крупного промышленного города на состояние здоровья детского населения и разработка профилактических мероприятий (на примере детей дошкольного возраста). Исполнитель: Научный центр гигиены и эпидемиологии имени Х. Жуматова;
  • исследование влияния автомобильно-дорожного комплекса на окружающую среду с разработкой методики управления экологической деятельностью на автомобильном транспорте. Исполнитель: Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауэзова;
  • метод оценки влияния нефтегазодобывающей отрасли на экологическую обстановку окружающей природной среды. Исполнитель: Алматинский технологический университет.

По данным Института ботаники и фитоинтродукции в 2012-2018 годах Институт ботаники и фитоинтродукции (ИБФ) выполнил две научно-технические программы и 48 грантовых и хоздоговорных исследований, направленных на решение задач Глобальной стратегии сохранения растений.

С 2015 г. увеличен объем научно-исследовательских работ, связанных с изучением редких и эндемичных видов флоры. На осуществление мониторинга современного состояния и обеспечение сохранения редких и эндемичных видов флоры Казахстана были направлены исследования в рамках таких проектов, как:

  • современное состояние редких, эндемичных и находящихся под угрозой исчезновения видов растений Боролдайтау и прилегающих к нему территорий в пределах Сырдарьинского Каратау;
  • численность и структура популяций редких эндемичных и полезных видов растений Северного Тянь-Шаня и их изменения в зависимости от антропогенных факторов как критерия рационального природопользования;
  • изучение современного состояния ресурсов эндемичных видов лекарственных растений Алматинской области;
  • биологическое разнообразие исчезающих эндемичных и субэндемичных видов растений хребта Кетпен и разработка рекомендаций по их охране;
  • видовое и внутривидовое разнообразие барбарисов юга и юго-востока Казахстана. В рамках этого проекта впервые показаны широкие процессы межвидовой гибридизации барбарисов Казахстана.

Изучению флористического разнообразия природных и урбанизированных территорий посвящены исследования по проектам:

  • анализ видового разнообразия флоры восточной части хр. Кунгей Алатау, трансграничной территории Казахстана;
  • мониторинг состава растительности животноводческих перегонов-научный подход устойчивого использования пустынных пастбищ Казахстана (на примере Кызылординской области);
  • флора урбанизированной экосистемы г. Алматы;
  • выявление корреляции видового состава флоры Киргизского Алатау в зависимости от антропогенной нагрузки.

На решение вопросов эффективного устойчивого использования растительных ресурсов Казахстана в 2015-2017 гг. были направлены следующие проекты:

  • ресурсная характеристика некоторых хозяйственно-ценных растений (солодка, гармала, ревень) Прибалхашья;
  • изучение хозяйственно-ценных и эндемичных видов рода Allium флоры Казахстана и меры их устойчивого использования и сохранения in situ;
  • изучение современного состояния ресурсов эндемичных видов лекарственных растений Алматинской области.

К 2017 году сформирована база данных по лекарственным растениям Казахстана, опубликован аннотированный список, насчитывающий свыше 1 400 видов лекарственных растений.

Выполнены проекты по разработке технологий лесовосстановления в разных климатических зонах и высотных поясах горных систем (2015-2017 гг.):

  • проект «Восстановление еловых лесов Заилийского Алатау»: разработана агротехника посева и посадки ели Шренка в высокогорных ельниках Заилийского Алатау;
  • проект «Закономерности пространственного распределения и восстановление фисташковых редколесий юга Казахстана»;
  • разработаны мероприятия по фитомелиорации техногенных нефтезагрязненных экосистем на основе картографических моделей и экспериментальных исследований.

Участие общественности в принятии решений и предоставлении экологической информации.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах» при Министерстве энергетики Республики Казахстан действует Общественный совет по вопросам топливно-энергетического комплекса и экологии.

В состав Общественного совета вошли 20 представителей некоммерческих и неправительственных организаций и 9 представителей государственного органа.

При Общественном совете действуют 5 Комиссий по следующим направлениям:

  • по электроэнергетике и углю;
  • по атомной энергетике;
  • по бюджету; стратегическому и нормативно-правовому направлению;
  • по нефти и газу;
  • по экологии.

С момента образования состоялось 28 заседаний Общественного совета, из них 6 заседаний Общественного совета, 1 заседание Президиума Общественного совета и 20 заседаний комиссий по направлениям.

9 марта 2017 года проведено очередное заседание Общественного совета по вопросам топливно-энергетического комплекса и экологии. На заседании были рассмотрены и обсуждены основные отраслевые направления ведомства по реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

17 мая 2017 года в Центре «зеленых» технологий «Арнасай» (село Арнасай, Аршалынский район, Акмолинская область) состоялась отчетная встреча Министра энергетики перед Общественным советом по вопросам топливно-энергетического комплекса и экологии. На заседании приняли участие члены Общественного совета, государственный инспектор Администрации Президента РК, представители Министерства энергетики РК, НПО и СМИ. Целью проведения заседания на базе Центра является практическое ознакомление членов Общественного совета с работой «зеленых» технологий в Центре и разработками казахстанских ученых, что позволит расширить понимание при принятии решений по общественно значимым вопросам. Также члены Общественного совета приняли участие на отчетной встрече Министра энергетики перед населением, проведенной 1 июня текущего года.

Протоколы заседаний комиссий Общественного совета МЭ РК размещены на официальном сайте МЭ РК.

Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года №92-II ЗРК ратифицирована Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Также приняты Законы РК «О доступе к информации», «О средствах массовой информации».

В настоящее время в Казахстане поддержку реализации положений Конвенции оказывают 14 Орхусских центров, которые являются связующим звеном между государственными органами и гражданским обществом Казахстана. Орхусские центры в Казахстане создаются как некоммерческие организации. Основная их деятельность направлена на информационную и консультационную помощь населению.

Орхусские центры в регионах активно сотрудничают со СМИ в освещении экологически значимых вопросов в регионах.

Доступ к экологической информации регулируется главой 21 Экологического кодекса РК.

Для реализации экологической политики Экологического кодекса были приняты следующие нормативные акты:

  • Правила ведения государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей утверждены Приказом и.о. Министра энергетики РК от 10 июня 2016 года № 241;
  • Правила ведения Государственного фонда экологической информации утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2016 года № 589;
  • Правила проведения общественных слушаний утверждены Приказом Министра охраны окружающей среды РК 7 мая 2007 года №135-п;
  • Перечень видов хозяйственной деятельности, проекты которых подлежат вынесению на общественные слушания, утвержденный Приказом  Министра  энергетики  Республики Казахстан  от  10 июня 2016 года №240;
  • Правила разработки Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов РК утверждены  Постановлениями  Правительства  РК  от  7  ноября 2016 года №673 и 13 января 2017 года №13.

 В  2007 году в соответствии со статьей 161 Экологического кодекса РК сформирован Государственный фонд экологической информации, его ведение осуществляется подведомственной организацией уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. В фонде хранится порядка 20 000 единиц экологической информации, все материалы предоставляются общественности в рамках оказания государственной услуги «Предоставление экологической информации». Начиная с 2017 года, государственная услуга оказывается через НАО «Государственная корпорация Правительство для граждан», но в бумажной форме. Однако в 2018 году ведется работа по переводу в электронный формат, а также сокращению сроков оказания государственной услуги.

В целях ежегодного информирования населения о фактической экологической ситуации на территории Республики Казахстан и мерах, принимаемых по ее улучшению, разработаны Национальные доклады о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов Республики Казахстан.

Кроме того, ведение Государственного фонда экологической информации включает в себя просвещение населения и природопользователей по вопросам охраны окружающей среды.  Использование природных ресурсов осуществляется путем организации и проведения различных мероприятий.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» от 8 апреля 2016 года №491-V в Экологический кодекс РК внесена статья 160 по созданию Государственного регистра выбросов и переноса загрязнителей. В соответствии с внесенными изменениями на законодательном уровне предприятия, имеющие объекты I категории, предоставляют в Министерство энергетики РК информацию в Государственный регистр выбросов и переноса загрязнителей для размещения в открытом доступе на интернет-ресурсе Министерства на сайте http://prtr.ecogosfond.kz/. В 2017 году отчеты предоставлены 778 природопользователями I категории.

В целях обеспечения свободного доступа к экологической информации поддерживаются единый экологический интернет-ресурс Государственного фонда экологической информации (www.ecogosfond.kz), в котором размещены информации Орхусских центров, электронная база данных нормативно-правовых документов в области ООС и природопользования «ЭкоИнфоПраво», электронная версия Национального доклада о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов РК на государственном и русском языках, а также публикуются издания республиканской специализированной газеты «Экология Казахстана».

Информационная система «Государственные кадастры природных ресурсов Республики Казахстан» представляет собой автоматизированную информационную систему сбора, систематизации, хранения, обработки и отображения пространственно-координированных данных о состоянии природных ресурсов.

Кадастры природных ресурсов.

На кадастровый объект имеется описание, свойства, а также привязка этих данных к конкретному пространственному расположению на карте для характеристики территории. Базы данных кадастров хранят описание кадастровых объектов, их количественные и качественные характеристики. Набор показателей основан на выборке из форм отраслевых кадастров.

К основным целям Кадастров природных ресурсов относятся:

  • информационная поддержка государственных органов управления, представителей научных кругов, неправительственных и общественных организаций, заинтересованных юридических и физических лиц своевременной и достоверной информацией о состоянии природных ресурсов для решения вопросов природопользования, касающихся их сферы ответственности;
  • учет природных ресурсов РК, стандартизация способов накопления, хранения и обработки природоресурсной информации на основе использования современных программно-технических средств;
  • обеспечение оперативного санкционированного доступа к информационным ресурсам, автоматизированное формирование статистической отчетности и документов обзорно-аналитического характера.

Информационная система состоит из 4 подсистем: лесной кадастр, кадастр особо охраняемых природных территорий, кадастр животного мира (по видам животных, являющихся объектами охоты) и кадастр животного мира (по рыбам и другим водным животным). Кадастры доступны любому пользователю по адресу ecokadastr.kz.

Государственная политика Казахстана в области изменения климата.

В Казахстане имеется ряд ключевых стратегий, концепций и сопутствующих планов действий, в которых обозначены стратегические направления деятельности по смягчению и адаптации к климатическим изменениям в стране. Не так давно Правительством была принята Стратегия «Казахстан-2050», которая, в числе прочего, сосредоточена на развитии энергетического сектора и признании того, что в стране необходимо развивать альтернативные источники энергии, чтобы к 2050 году на долю альтернативных и возобновляемых источников энергии приходилась, как минимум, половина всего потребления энергии в стране.

Признавая изменение климата серьезной глобальной экологической проблемой, Казахстан ратифицировал Рамочную конвенцию ООН об изменении климата в мае 1995 г. и в августе того же года стал его полноправной Стороной.

В соответствии со статьями 4 и 12 Рамочной конвенции ООН об изменении климата и решениями Конференции Сторон (КС) после ратификации Киотского Протокола в 2009 г. Казахстан ежегодно представляет национальные кадастры антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, нерегулируемых Монреальским Протоколом. Эти кадастры являются предметом регулярного технического обзора, проводимого Секретариатом Рамочной конвенции ООН об изменении климата, основой для принятия решений для формирования национальной политики в области изменения климата, разработки мер регулирования и сценариев выбросов парниковых газов. Кроме того, как Сторона, включенная в Приложение I Киотского Протокола, Казахстан представляет данные по инвентаризации парниковых газов в краткой форме в своих Национальных сообщениях и Двухгодичных докладах.

В целях выполнения требований Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского Протокола Казахстан с 2010 года на ежегодной основе представляет отчет, называемый Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями всех парниковых газов, нерегулируемых Монреальским Протоколом (Национальный доклад).

Также представлены три национальных сообщения Казахстана в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата и ведется работа по завершению VII Национального сообщения РК.

В мае 2017 года Казахстан успешно прошел вторую многостороннюю оценку, в сентябре 2017 года международными экспертами Рамочной конвенции ООН об изменении климата, проведен обзор инвентаризации выбросов парниковых газов в нашей стране.

Казахстан в рамках Парижского соглашения представил свои количественные вклады по ограничению или сокращению выбросов парниковых газов на период с 2021 по 2030 годы в виде безусловной цели 15% и условной цели 25% до 2030 года от базового 1990 года.

В стране предпринимаются меры по снижению потребления ископаемого топлива и внедрения энергомодернизации, на законодательном уровне введено государственное регулирование выбросов парниковых газов, создан и совершенствуется внутренний углеродный рынок.

В 2015 г. Правительство Казахстана представило свой Предполагаемый на национальном уровне вклад по Парижскому соглашению, которое придет на смену Киотскому Протоколу после 2020 года.

2 августа 2016 года Республика Казахстан подписала Парижское соглашение до 2030 года, а 6 декабря того же года ратифицировала Парижское соглашение, которое вступило в силу для Казахстана 5 января 2016 года.

На национальном уровне с 2013 года стартовала Система торговли квотами на выбросы парниковых газов, которая является одним из основных инструментов для достижения целей по сокращению выбросов.

В рамках сотрудничества с Всемирным Банком по программе Партнерства готовности к рынку  планируется разработка Стратегии низкоуглеродного развития. Данная стратегия будет содержать основные меры и действия, необходимые для достижения целей Парижского соглашения.

Вместе с тем, необходимо внести изменения в Концепцию по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» с целью приведения в соответствие индикаторов Концепции с обязательствами, взятыми по Парижскому соглашению.

Согласно Концептуальному плану законотворческой работы на 2016-2021 годы на 2-е полугодие 2018 года предусмотрено совершенствование законодательства в сфере регулирования парниковых газов и озоноразрушающих веществ.

В рамках данного законопроекта планируется создать нормативную основу для реализации международных обязательств Республики Казахстан по адаптации к последствиям изменения климата в соответствии со статьями 2 и 7 Парижского соглашения.

На национальном уровне будут даны определения терминам по вопросам адаптации к изменению климата. А также будет определена компетенция уполномоченного органа в области изменения климата, в том числе по адаптации к последствиям изменения климата.

Министерство совместно с Программой развития ООН разработало и направило заявку   на финансирование проекта «Процесс разработки Национального плана адаптации (НАП) для содействия среднесрочному и долгосрочному планированию адаптации в Казахстане».    В рамках данного проекта планируется внедрение адаптационных индикаторов в различные стратегические документы Республики Казахстан.