Транспорт

В Казахстане более 4 миллионов транспортных средств, из них около 3,9 миллиона используют в качестве топлива бензин и дизельное топливо, 12 тысяч автомобилей — газовые, а 7,5 тысячи — электрические. При этом более половины казахстанского транспорта старше 14 лет, что вносит ощутимый вклад в загрязнение окружающей среды. Для улучшения состояния окружающей среды государство ежегодно увеличивает выделение средств на производство экологически чистого транспорта. Так, в 2017 году было выделено 11,7 миллиарда тенге, а в 2016 году — 4,4 миллиарда тенге.


Транспорт Казахстана

Транспортный комплекс Казахстана включает железнодорожные, автомобильные, речные, морские и воздушные средства сообщения. Также в транспортный комплекс входят автомобильные и железные дороги, судоходные пути, трубопроводы и связанные с путями и средствами сообщения здания и сооружения.

Железнодорожный транспорт

Протяженность магистральных железных дорог Казахстана составляет 16,2 тысячи километров. В 2017 году грузооборот составил 206,3 миллиарда тонно-километров. В 2016 году эта цифра была меньше почти на 10 процентов.

Речной транспорт

Общая площадь речных путей Казахстана составляет 4,5 тысячи километров. Флот страны состоит из 609 речных судов. Навигационный период длится с апреля по октябрь и составляет примерно 184 дня.

К основным речным бассейнам страны относятся Иртышский (протяженность судоходных путей – 1 720 километров), Урало-Каспийский (чуть больше 1 тысячи километров) и Или-Балхашский (1 308 километров). По рекам всех трех бассейнов перевозят в основном щебень, песок, соль и гравий.

Автомобильный транспорт

Большая часть производственно-хозяйственных грузов страны перевозится автотранспортом. В то же время это – лидер по количеству выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Поэтому экологическая безопасность Казахстана зависит в первую очередь от экологической безопасности автомашин.

Выбросы вредных веществ от этого вида транспорта зависят от нескольких факторов. Главный – вид используемого топлива. По данным МВД РК, в 2017 году самым популярным топливом был бензин.

Схема 1. Состав парка дорожных механических транспортных средств в разбивке по регионам и  видам используемого топлива.

Состав парка дорожных механических транспортных средств в разбивке по видам используемого топлива является одним из экологических показателей ЕЭК ООН (H 31), ежегодные данные  по ней формируются на сайте Комитета статистики.

Еще один важный фактор, влияющий на выбросы – возраст автомобильного транспорта. По данным МВД за 2017 год, 68% автомобилей в стране старше 10 лет. Наибольшее количество новых машин (младше 3 лет) по статистике приходится на города Астана и Алматы.

Схема 2.  Средний возраст парка дорожных механических транспортных средств

  • 2017–2015 гг.
  • 2014–2011 гг.
  • 2010– 2008 гг.
  • 2007–2003 гг.
  • до 2003 г.

Средний возраст парка дорожных механических транспортных средств является одним из экологических показателей ЕЭК ООН (H 32), ежегодные данные  по ней формируются на сайте Комитета статистики.

Также на состояние окружающей среды влияют качество транспортной техники, уровень ее технического состояния и качество автомобильных дорог. 

Воздушный транспорт

Популярность воздушного транспорта в стране растет: в 2016 году им воспользовались 12,2 миллиона человек, а в 2017 году – уже 14,2 миллиона. Сейчас в Казахстане работают 20 аэропортов республиканского и областного значения, 17 из них обслуживают международные рейсы. Внутренние авиарейсы выполняют 7 казахстанских авиакомпаний по 55 маршрутам. Международные регулярные рейсы производят только 2 отечественных перевозчика – «AIR ASTANA и SCAT. Вместе с ними работают 25 иностранных компаний, в том числе Turkish Airlines, Etihad, Aeroflot, Lufthansa, China Southern Airlines, Asiana Airlines, Fly Dubai, Узбекские авиалинии и другие.

За последние годы проведена реконструкция и строительство 15 взлетно-посадочных полос и 12 пассажирских терминалов. До 2020 года пройдет реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах городов Костанай и Усть-Каменогорск.

Пассажирооборот

По данным Министерства по инвестициям и развитию, за 16 лет пассажирооборот в Казахстане уменьшился почти в четыре раза: с 67 835 миллионов пассажиро-километров в 1991 году до   19 241,2 миллиона пассажиро-километров в 2017 году.

Большинство пассажиров пользуются автомобильным и городским электрическим транспортом. В 2017 году их доля составила 93%.

Схема 3. Пассажирооборот



Пассажирооборот является одним из экологических показателей ЕЭК ООН (H 29), ежегодные данные по ней формируются на сайте Комитета статистики.

Грузооборот

По данным Министерства по инвестициям и развитию, сегодня грузооборот в Казахстане обеспечивается в основном железнодорожным (206,3 миллиарда тонно-километров тонн на километр (тонно-километр) и автомобильным (161,8 миллиарда тонн на километр) транспортом.

Как говорилось выше, автомобильный транспорт наносит наибольший вред окружающей среде. Поэтому увеличение грузовых перевозок водным, железнодорожным и трубопроводным транспортом является важным шагом к снижению загрязнения среды.

Схема 4. Грузооборот



Грузооборот является одним из экологических показателей ЕЭК ООН (H 30), ежегодные данные  по ней формируются на сайте Комитета статистики.


Экологическая политика на транспорте

Транспорт — один из основных источников загрязнения окружающей среды и изменения климата. На его долю приходится 23% глобальных выбросов парниковых газов, и эта величина постоянно растет. Единственное решение проблемы — внедрение экологически чистых транспортных средств, в том числе электромобилей.

Программа РОП (расширенной ответственности производителей) стимулирует производство экологически чистых транспортных средств. На эти средства произвели 21 900 экологически чистых транспортных средств.

Поощряются не только производители, но и покупатели таких машин. В 2017 году для автолюбителей было подготовлено 23 тысячи скидочных сертификатов на общую сумму 7,9 миллиардов тенге. Размер каждого сертификата составил от 315 до 650 тысяч тенге.

На развитие инфраструктуры 109 электрозаправочных станций в Астане и Алматы выделено 303,7 млн тенге.  Также на эти деньги в столице построили 10 новых ЭЗС, а в Алматы — 2.

Схема 5. Количество выделенных средств на производство экологически чистых транспортных средств в 20162017 годах