Национальный доклад о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов

Отходы


Образование и перевозка отходов в Казахстане

Общий объем накопленных ТБО в Казахстане составляет порядка 103 млн тонн. По отчетным данным за 2016 год объем образованных ТБО по республике составил 5400,885 тыс. тонн, из них утилизировано 140,294 тыс. тонн, что составило 2,6%, остальной объем размещается на полигонах.

Схема 1. Объем образованных, утилизированных и переработанных твердых  бытовых отходов

По отчетным данным, за 2016 год в республике насчитывается более 3943 полигонов и свалок ТБО. Из них соответствующих экологическим требованиям и санитарным нормам – 590, что составляет 15% от их общего количества.

В РК в соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением для целей транспортировки, утилизации, хранения и захоронения установлено 3 уровня опасности отходов:

1) Зеленый — индекс G

2) Янтарный — индекс А

3) Красный — индекс R

Объем образованных опасных и неопасных отходов за 2016 год по предоставленным отчетам по инвентаризации отходов в ЕИС ООС отражается в схеме 2.

Схема 2. Объемы образованных отходов за 2016 год

Данные об объеме образованных опасных и неопасных отходов являются одним из экологических показателей ЕЭК ООН (I 33), ежегодные данные  по ним формируются на сайте Комитета статистики.

Объемы образованных опасных отходов за 2016 год по уровням опасности, а также в процентном соотношении от общего объема отражены в схеме 3.

Схема 3. Объемы образованных опасных отходов по уровням опасности за 2016 год

Источник: ЕИС ООС, Отчет по инвентаризации опасных отходов

Движение опасных отходов, образованных за отчетный 2016 год, отображает в схеме 4.

Схема 4. Объем и движение опасных отходов за 2016 год, тонн.

Источник: ЕИС ООС, Отчет по инвентаризации опасных отходов

В 2016 году импорт опасных отходов составил 12,4 тыс. тонн.

В сельском хозяйстве страны остро стоит проблема устаревших и непригодных к использованию пестицидов, их химическая идентификация. Более 1500 тонн таких пестицидов и их смесей находится на складах и хранилищах республики, часть из которых хранится в неприспособленных, ветхих помещениях с протекающими крышами, зачастую сваленные в одну кучу. Так же проблемой является оборудование, содержащее ПХД. На территории республики в настоящее время выявлено ПХД-содержащее оборудование в количестве 116 трансформаторов и около 50 тысяч конденсаторов. Объём содержащихся в них ПХД приблизительно оценивается в 980 тонн.

Общий объём отходов, содержащих ПХД, оценивается в 250 тысяч тонн. По запасам отходов СОЗ Республика Казахстан занимает второе место среди стран Восточной и Центральной Европы после Российской Федерации.

Схема 5. Трансграничные перевозки опасных отходов

Данные о трансграничных перевозках опасных отходов являются одним из экологических показателей ЕЭК ООН (I 34), ежегодные данные  по ним формируются на сайте Комитета статистики.

В 2016 году из общего числа образованных неопасных отходов по отчетным данным ЕИС ООС основная доля приходится на другие отходы. Согласно Приказу и.о. Министра энергетики РК от 29.07.2016 г. № 352 «Об утверждении формы отчета по инвентаризации отходов и инструкции по ее заполнению», другими отходами являются отходы, не обозначенные в строках 1-40 бланка инвентаризации неопасных отходов отчета по инвентаризации отходов. В строках 1-40 бланка инвентаризации неопасных обозначены отходы, согласно таблице 1.

Таблица 1. Виды отходов, обозначенные в строках 1-40 бланка инвентаризации неопасных отходов.

Виды отходов
1. Упаковочные материалы:
2. бумажная и картонная упаковка
3. пластиковая и пластмассовая упаковка
4. стеклотара (стеклобой)
5. деревянная упаковка
6. металлическая упаковка
7. прочие упаковочные материалы, не обозначенные в строках 2-6
8. Макулатура:
9. Бумага
10. Картон
11. комбинированный
12. Отходы пластика:
13. твердый пластик
14. мягкий пластик
15. полиэтилен низкого давления (ПНД)
16. полиэтилен высокого давления (ПВД)
17. прочие отходы пластика, не обозначенные в строках 13-16
18. Отходы электронного и электрического оборудования:
19. крупногабаритное бытовое оборудование
20. мелкогабаритное бытовое оборудование
21. оборудование информационных технологий и телекоммуникаций
22. потребительское оборудование
23. осветительное оборудование
24. электрические и электронные приборы
25. прочие отходы электронного и электрического оборудования, не обозначенные в строках 19-24:
26. Крупногабаритные отходы:
27. Мебель
28. керамика (раковины, унитазы)
29. прочие крупногабаритные отходы, не обозначенные в строках 27-28
30. Строительные отходы:
31. древесные отходы строительства
32. бой бетонных изделий
33. бой железобетонных изделий
34. бой труб керамических
35. бой кирпича
36. смешанные отходы строительства, сноса зданий и сооружений
37. прочие строительные отходы, не обозначенные в строках 31-36
38. Автотранспорт, вышедший из эксплуатации (в штуках):
39. после разборки (корпус)
40. неразобранный

Схема 6 отражает объемы образованных неопасных отходов, согласно которой, основную долю неопасных отходов составляет вид отходов «Другие отходы». Это объясняется тем, что большинство природопользователей не в полной мере ведут раздельный сбор неопасных отходов и, следовательно, определяют их в графу «Другие отходы».

Схема 6. Доли составляющих неопасных отходов за 2016 год

Схема не содержит информацию об объемах транспорта, вышедшего из эксплуатации, данная информация описывается в разрезе регионов.

В Казахстане имеются исторические промышленные отходы, в том числе техногенные минеральные образования. За период Советских индустриальных пятилеток накоплены значительные объемы отходов тяжелой промышленности, аграрного комплекса и разработки полезных ископаемых. При этом значительная часть этих отходов весьма токсична и имеет высокий уровень радиоактивного загрязнения.


Обращение с отходами


В Казахстане 66,4% населения охвачено услугами вывоза мусора. На одного жителя страны ежегодный объем образования ТБО составляет 280-330 кг. Ежегодный объем образования отходов составляет 5-6 млн тонн. Из объема образуемых ТБО перерабатывается порядка 3 %, а остальной объем (около 97%) размещается на полигонах и свалках.

Доля переработанных, повторно использованных, сожженных на предприятии неопасных отходов к их общему объему образования за отчетный год составляет 30,77%, доля обезвреженных неопасных отходов на предприятии составляет 0,0037%.

Данные о переработке и вторичном использовании отходов являются показателем ЕЭК ООН (I 35). Ежегодные данные  по ним формируются на сайте Комитета статистики.

В 2016 году  коллчество обработанных или удаленных опасных отходов составило 53 210 тыс. тонн

Схема 7. Окончательное удаление отходов

Данные об окончательном удалении отходов являются одним из экологических показателей ЕЭК ООН (I 36), ежегодные данные  формируются на сайте Комитета статистики.

Политика Казахстана в сфере управления отходами направлена на развитие сектора переработки отходов с получением продукции из вторсырья. Данная политика отражена в Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года (далее — Концепция).

Концепцией определены основные мероприятия, в частности: внедрение раздельного сбора отходов; мониторинг уровня переработки ТБО и определены его индикаторы; разработка механизма привлечения инвестиций; внедрение принципа расширенной ответственности производителей (импортеров) с целью покрытия части расходов на сбор, переработку и утилизацию отходов, стимулирования предприятий по переработке отходов.

Ведутся работы по выявлению и ликвидации безхозяйных опасных отходов. Так, подведомственной организацией Министерства энергетики АО «Жасыл даму» в 2014 году проведены работы по обследованию бесхозяйных ртутьсодержащих отходов, расположенных на территории АО «Темиртауского электрометаллургического комбината» Карагандинской области. По результатам проведенной работы ртутьсодержащие отходы были проданы ТОО «Меркур-Центр KZ».

Также проведены работы по захоронению бесхозяйных отходов (ядохимикаты), образованные в результате разрушения складов сельхозхимии в п. Тогузак, Костанайской области, отходы ликвидированы и вывезены на полигон-могильник ТОО «Шаруа» на захоронение.

Казахстан, подписав Стокгольмскую конвенцию о СОЗ 23 мая 2001 г. и ратифицировав ее 7 июня 2007 года, Республика Казахстан заявила о своём намерении следовать курсу мирового сообщества на глобальный подход к ликвидации опасных для здоровья человека и окружающей среды химических веществ.

Конвенция ставит целью постоянную минимизацию и там, где это осуществимо, окончательное устранение всех выбросов химических веществ из Приложения С, полученных из антропогенных источников (диоксины, фураны, ПХД, гексахлорбензол). Практической мерой в отношении непреднамеренно производимых СОЗ является использование наилучших имеющихся технологий и наилучшей экологической практики.

Как Сторона Стокгольмской Конвенции Республика Казахстан имеет обязательства, направленные на реализацию положений Конвенции.  В частности, Республика Казахстан:
-разрабатывает и осуществляет план выполнения обязательств в рамках Конвенции;
-направляет свой план выполнения Конференции Сторон в течение двух лет после даты вступления для неё в силу Конвенции;
-организует структуры для создания потенциала по выполнению обязательств по Стокгольмской конвенции о СОЗ и передачи технологий;
-принимает меры, направленные на сокращение совокупных выбросов от антропогенных источников каждого из химических веществ, перечисленных в приложении С, в целях их постоянной минимизации и там, где это осуществимо, окончательного устранения;
-предпринимает меры по сокращению или ликвидации выбросов, связанных с запасами и отходами СОЗ;
-облегчает или осуществляет обмен информацией по СОЗ и назначает национальный координационный центр для целей обмена такой информацией;
-содействует предоставлению общественности всей имеющейся информации о СОЗ, принятию мер по повышению осведомленности и обучению всех заинтересованных сторон;
-в рамках имеющихся ресурсов поощряет научные исследования, разработки, мониторинг и сотрудничество по всем аспектам СОЗ и их альтернативам.

Инвентаризацией пестицидов со свойствами СОЗ охвачено 20% страны.

Инвентаризации химических веществ со свойствами СОЗ были проведены в 2003-2005 годах по следующим направлениям:

  • хранилища устаревших и не пригодных к использованию пестицидов;
  • ПХД-содержащее оборудование;
  • выбросы диоксинов и фуранов;
  • территории, загрязнённые СОЗ.

В результате инвентаризации в Казахстане выявлено 8 очагов загрязнения стойкими органическими загрязнителями. Информация о «горячих точках», территориях, загрязнённых СОЗ в Казахстане, направлена в международную сеть ликвидации СОЗ (IPEN) для её размещения на всемирной карте «горячих точек» загрязнения СОЗ.

В 2009 году приказом Министра охраны окружающей среды РК от 8 декабря 2009 года № 261-О был утвержден план выполнения обязательств Казахстана по Стокгольмской конвенции о СОЗ, предусматривающий меры по регулированию СОЗ, вошедших в первоначальный список Конвенции.

В настоящее время в связи с включением новых СОЗ в список Стокгольмской Конвенции, а также в связи с запланированной актуализацией положений НПВ, приказом Министра энергетики РК утвержден от 30 декабря 2014 года № 102 План выполнения обязательств Республики Казахстан по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях на 2015 – 2028.

В 2015 году завершен проект ПРООН «Разработка и выполнение комплексного плана управления ПХД в Казахстане», в рамках которого создана система экологического безопасного обращения с ПХД. Проект подготовил нормативную базу по безопасному обращению с ПХД, в рамках которой 360 предприятий приступили к инвентаризации ПХД оборудования. Также в рамках проекта было утилизировано 80 тонн ПХД масла из 33 трансформатора (четырех предприятий Республики) и 150 тонн (2400 конденсаторов) из шести предприятий республики.

Для реализации проектов по проблемам ликвидации СОЗ (стойких органических загрязнителей) в соответствии с Указом Президента РК от 28 сентября 2012 года № 399 подписано Соглашение между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития о выделении гранта на подготовку Проекта, которое вступило в силу 22 ноября 2012 года.

Также в Казахстане реализуется Проект ПРООН/ГЭФ/МОСВР «Обновление Национального плана выполнения, интеграция управления стойкими органическими загрязнителями в процесс национального планирования и рационального управления медицинскими отходами в Казахстане».

Срок реализации 2014-2017 годы, основная цель проекта: снижение выбросов, непреднамеренно образующихся стойких органических загрязнителей (СОЗ) и других вредных для всей экологии загрязнителей в окружающую среду.

Трансграничная перевозка опасных отходов регулируется Базельской Конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Закон Республики Казахстан № 389-II от 10 февраля 2003).

Основные положения Конвенции: запрет на вывоз и ввоз опасных отходов, предотвращение незаконной торговли отходами, координация действий правительственных организаций, промышленных предприятий, научных учреждений и др., контроль трансграничной перевозки отходов посредством системы письменных уведомлений и разрешений.

Для комплексного решения проблем с ТБО разработаны и акиматами утверждены Дорожные карты, предусматривающие:
— обеспечение населения услугами по сбору и вывозу ТБО;
— внедрение раздельного сбора, установка сортировочных линий;
— переработка органических отходов с получением биогаза или компоста;
— развитие малого и среднего бизнеса по переработке отходов;
— рекультивация старых и строительство новых полигонов ТБО, извлечение биогаза.

Реализация мероприятий Дорожных карт позволит:
— максимально извлекать из общей массы ТБО вторсырье, пригодное для дальнейшей переработки (на полигонах захоранивается регенерируемых отходов на сумму около 60 млрд тенге в год);
— предприятиям малого и среднего бизнеса увеличить объемы переработки, наладить выпуск новой продукции;
— создать новые рабочие места;
— улучшить санитарное состояние населенных пунктов;
— увеличить срок службы полигонов, соответственно, сократить расходы бюджета на строительство новых полигонов.

В целях решения проблемных вопросов в области обращения с ТБО и уменьшения объемов захоронения на полигонах в регионах страны поэтапно внедряется раздельный сбор, сортировка и переработка ТБО.

Раздельный сбор внедрен в 22-х городах и крупных населенных пунктах, а в 17 сортировка ТБО осуществляется с получением качественного вторсырья для реализации и переработки.

Функционируют более 130 предприятий, сортирующих и перерабатывающих отходы, выпускающих более 20 видов продукции: изделия из пластика, металла, дерева, стекла, бумаги, резиновой крошки и резинотехнические изделия. Количество предприятий растет. Этому способствует внедрение РОП. Так, к примеру, за 2016 год количество предприятий, осуществляющих переработку и утилизацию шин, увеличилось с 5 до 13, отработанных масел с 2 до 8.

Законом Республики Казахстан от 17 ноября 2015 года № 407-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам индустриально-инновационной политики» в Казахстане внедрены расширенные обязательства производителей (импортеров (РОП)) с целью покрытия части расходов на сбор, переработку и утилизацию отходов.

Для реализации РОП постановлением Правительства РК от 30 декабря 2015 года № 1137 «Об определении оператора расширенных обязательств производителей (импортеров)» определен ТОО «Оператор РОП» (далее – Оператор РОП). Министерством энергетики 6 сентября 2016 года была согласована Стратегия деятельности и Инвестиционная политика Оператора РОП, определяющая основные целевые показатели, задачи и принципы работы Оператора РОП.

Согласно экологическому законодательству, физические и юридические лица, осуществляющие ввоз автотранспортных средств на территорию Казахстана, обязаны обеспечить организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств автотранспортных средств и их компонентов (автомобильных шин, аккумуляторов, моторных масел). В октябре 2016 года было принято решение о внедрении принципа РОП в Казахстане на упаковки, электрического и электронного оборудования (бытовой техники, люминесцентных и ртутных ламп, химических источников тока).

За 2016 год количество организаций, осуществляющих переработку и утилизацию шин, увеличилось с 5 до 13, осуществляющих переработку и утилизацию отработанных масел, с 2 до 8, а также  1 предприятие, осуществляющее переработку аккумуляторов, осталось неизменным, на 2017 год планируется дополнительно введение 6 организаций по переработке и утилизации шин и отработанных масел. Учитывая то, что РОП  в 2017 году будет введен на упаковку и ЭЭО, ожидается увеличение количества предприятий по их переработке.

В 2016 году Оператор РОП выплатил 22 специализированной организации в размере порядка 1 653,7 млн тенге, в качестве компенсации за рездельный сбор и переработку отходов.

До конца года будет введен в эксплуатацию (в настоящее время ведется монтаж оборудования) завода по переработке отработанных масел с производством моторных масел и смазочных материалов ТОО «HillCorparation» в г. Шымкент. Мощность — 10 тыс. тонн отходов в год. Это позволит увеличить переработку отходов еще на 2 %.

Таким образом, предпринимаемые государством меры, в том числе введение РОП, будут стимулировать предприятия, увеличивать объемы переработки отходов, а также даст возможность развиваться малому и среднему бизнесу в данной отрасли.