Транспорт Казахстана |
Транспортный комплекс республики представлен железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, речным, воздушным видами транспорта, автомобильными и железными дорогами, судоходными путями. Протяженность наземных транспортных магистралей республики составляет 107,4 тыс. км. Из них 15,5 тыс. км – магистральные железные дороги, 87,0 тыс. км – автомобильные магистрали общего пользования с твердым покрытием, 4,2 тыс. км – речные пути.
Судоходные внутренние водные пути Республики Казахстан находятся в государственной собственности.
Перевозки речным транспортом осуществляются частными судовладельцами, имеющими 560 единиц различного транспортного флота на судоходных участках Иртышского, Урало-Каспийского и Или-Балхашского бассейнов общей протяжённостью 4040,5 км.
ИРТЫШСКИЙ БАССЕЙН — 1 719,5 км, из них по Восточно-Казахстанской области – 1116,5 км, по Павлодарской области – 634 км.
Основным портом в бассейне является Павлодарский речной порт, мощностью до 13,2 тыс. тонн в смену, круглосуточным режимом работы. Имеются причалы: грузовой – 650 м, пассажирский – 120 м.
В 2016 году в бассейне перевезено:
— по Восточно-Казахстанской области: 372,9 тыс. тонн грузов.
— по Павлодарской области: 841,5 тыс. тонн грузов.
УРАЛО-КАСПИЙСКИЙ БАССЕЙН – 1 013 км, из них по Западно-Казахстанской области – 623 км, по Атырауской области – 390 км. Основным портом в бассейне является Атырауский речной порт. Реконструкция портовой инфраструктуры проведена в 2010 году. Мощность порта – до 550 тыс. тонн в год, режим работы — круглосуточный. Порт расположен в устье реки Урал и способен принимать суда с осадкой до 2,3 м. 2016 году в бассейне перевезено:
— по Западно-Казахстанской области: 24,3 тыс. тонн грузов, пассажиров – 20,0 тыс. чел.
— по Атырауской области: 24,3 тыс. тонн грузов, пассажиров – 7,38 тыс. чел.
ИЛИ-БАЛХАШСКИЙ БАССЕЙН – 1 308 км, из них по Алматинской области – 330 км, по Карагандинской области 978 км.
В 2016 году в бассейне перевезено:
— по Алматинской области: 2,4 тыс. тонн грузов, пассажиров – 5,8 тыс. чел.
— по Карагандинкой области: 15,0 тыс. тонн грузов, пассажиров – 5,6 тыс. чел.
В настоящее время охват населенных пунктов регулярным автобусным сообщением составляет 80%, то есть 5 299 населенных пунктов из 6 623 населенных пункта с населением свыше 100 чел. Перевозка пассажиров осуществляется 609 перевозчиками на 3041 регулярном автобусном маршруте. В Республике Казахстан функционируют 34 автовокзала и 138 автостанций.
Схема 1. Средний возраст парка дорожных механических транспортных средств на 20.02.2017 г. (единиц)
Средний возраст парка дорожных механических транспортных средств является одним из экологических показателей ЕЭК ООН (H 32), ежегодные данные по ней формируются на сайте Комитета статистики.
В период с 1991 по 2016 годы пассажирооборот в Республике Казахстан вырос в 2,9 раза. Если в 1991 году пассажирооборот составлял 67835,0 млн пкм, то 2016 году пассажирооборот составил 266784,2 млн пкм. Основная доля пассажирооборота в Республике Казахстан приходится на автомобильный и городской электрический транспорт. В 2016 году доля автомобильного и городского электрического пассажирооборота составила 89,2%.
Схема 2. Пассажирооборот
Пассажирооборот является одним из экологических показателей ЕЭК ООН (H 29), ежегодные данные по ней формируются на сайте Комитета статистики.
Наибольшую долю, 87-89 % пассажирооборота в Казахстане, занимает пассажирооборот от автомобильного транспорта (представленного автобусами, без учета индивидуальных средств транспорта).
Как и для пассажирооборота, распределение перевозок по видам транспорта с точки зрения воздействия на окружающую среду обусловлено неодинаковой «экологичностью» различных видов транспорта. Переход в сфере грузовых перевозок от автотранспорта к водному, железнодорожному, трубопроводному транспорту является важным, поскольку способствует в целом снижению негативного воздействия на окружающую среду. Соотношение грузооборота, выполняемого различными видами транспорта, помогает оценить эффективность мер регулирования грузооборота на окружающую среду.
Грузооборот в Республике Казахстан обеспечивается в основном тремя видами транспортного сектора: железнодорожным – 239,0 млрд тонн на км (ткм), автомобильным – 163,3 млрд тонн на км.
Схема 3. Грузооборот
Грузооборот является одним из экологических показателей ЕЭК ООН (H 30), ежегодные данные по ней формируются на сайте Комитета статистики.
В республике действует 18 аэропортов республиканского и областного значения, из них 17 аэропортов допущено к обслуживанию международных рейсов. За 2016 год аэропортами РК обслужено 12,2 млн пассажиров, что на 2% больше показателя 2015 года (12,1 млн человек). За годы независимости проведена реконструкция и строительство 15 взлетно-посадочных полос и 11 пассажирских терминалов аэропортов Казахстана. До 2020 года планируется реконструкция ВПП в гг. Костанай и Усть-Каменогорск. Внутренние авиарейсы выполняются 7-ю казахстанскими авиакомпаниями по 53 внутреннему маршруту. Международные регулярные рейсы осуществляются только двумя казахстанскими авиакомпаниями – «Эйр Астана» и «СКАТ». Вместе с тем, 8 декабря 2016 года Европейская Комиссия официально приняла решение о снятии ограничений на полеты в Европу с казахстанских авиакомпаний. Помимо казахстанских авиакомпаний на рынке международных авиаперевозок в настоящее время присутствуют 26 иностранных перевозчиков, в том числе такие крупные мировые авиакомпании, как Turkish Airlines, Etihad, Aeroflot, KLM, Lufthansa, China Southern Airlines, Asiana Airlines, Fly Dubai, Узбекские авиалинии и др.
Выбросы от автотранспорта всех видов вносят огромный вклад в загрязнение воздуха, с данными о состояние атмосферного воздуха можно ознакомиться в разделе «Атмосферный воздух». Выбрасывая в окружающую среду ряд веществ, относящихся к парниковым газам, транспорт также приводит к изменению климата;
С данными об изменении климата можно ознакомиться в разделе «Изменение климата».
Экологическая политика на транспорте |
В настоящее время нефтеперерабатывающими заводами Республики реализуются проекты реконструкции и модернизации заводов.
Основной целью реализации проектов модернизации является:
— полное обеспечение потребностей внутреннего рынка в светлых нефтепродуктах;
— увеличение глубины переработки нефти;
— замена старого, морально устаревшего оборудования на современные технологии;
-обеспечение выпуска моторных топлив экологического класса К5, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза;
— увеличение мощностей завода.
На Атырауском НПЗ завершается механическое завершение проекта модернизации и реконструкции завода.
Механическое завершение Шымкентского НПЗ (ПКОП) и Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ), согласно ГПИИР, запланировано на 2017 год.
До конца 2017 года на НПЗ РК начнется выпуск первой продукции соответствующей стандартам К-4,5. После запуска установок, до конца 2017 год будет постепенное наращивание мощностей НПЗ РК (увеличение объема переработки нефти и производства нефтепродуктов). Реконструкция и модернизация заводов проводится за счет собственных и заемных средств.
Выпуск моторных топлив экологического класса К5 будет обеспечен за счет установок:
Гидроочистки дизельного топлива | Предназначены для производства дизельного топлива с низким содержанием серы |
Установка изомеризации с блоком предварительной гидроочистки сырья | Предназначена для получения высокооктанового компонента бензина – изомеризата |
Установка гидроочистки бензина каталитического крекинга |
Предназначается для производства бензина каталитического крекинга (FCC) с низким содержанием серы |
Завершение модернизации позволит полностью обеспечить потребности внутреннего рынка ГСМ нефтепродуктами, соответствующими стандартам качества Евро-4,5.
Обеспечение потребностей внутреннего рынка светлыми нефтепродуктами будет происходить за счет увеличения производства дизельного топлива и высокооктановых бензинов (увеличение глубины переработки) и сокращения производства темных нефтепродуктов (мазут), при этом темные нефтепродукты будут вырабатываться в количестве необходимом для покрытия потребности внутреннего рынка.
Что позволит улучшить состав парка дорожных механических транспортных средств в разбивке по видам используемого топлива, который является одним из экологических показателей ЕЭК ООН (H 31), ежегодные данные по ней формируются на сайте Комитета статистики.
В области авиаперевозки согласно Приложению 16 «Охрана окружающей среды», том 2 «Эмиссия авиационных двигателей» к Конвенции о международной гражданской авиации, воздушные суда конструируются и изготавливаются в соответствии с введенными стандартами по содержанию выбросов газообразных (углерода и азота содержащих веществ) и предотвращению выбросов топлива в полете и на земле. Таким образом, авиакомпаниями приобретаются новые и энергоэффективные воздушные суда, которые предполагают экономию топлива при полетах и, соответственно, меньше выбросов газообразных веществ (СО, СО2, NO, NO2) в атмосферу, а также снижения уровня шума.